Вернуться 
назад к меню 
"Аудиоматериал
и проповедей

Пастор Пол Пенно (перевод Кожевникова Павла)

Проповедь «Роль матери»

 

Не существует более влиятельной и мощной роли на земле, чем роль матери. Как вы думаете? Чрезвычайно влиятельная роль. Ни один религиозный лидер, ни один политический лидер, ни один военный генерал, ни один деятель в области образования, ни одна общественная фигура в любой сфере не сравнится по своему влиянию на человечество с влиянием на него матерей. Подумайте об этом. Слова матери никогда не забываются, её прикосновения остаются с вами навсегда. Память о ней остаётся и сопровождает нас до самого порога вечности. Если вам повезло иметь хорошую мать, вы будете пожинать плоды этого благословенного дара всю свою оставшуюся жизнь. Будем же благодарными за это. Авраам Линкольн был прав, когда сказал: Любой человек, имеющий благочестивую мать, не имеет права называть себя бедным. Матери формируют будущее стран и народов. Поэтому всем девушкам хочется сказать: «Ваш выбор заключить крепкий брачный союз и посвятить себя материнству повлияет на человечество величайшим образом, особенно в наше время. Если вы взвешиваете все за и против перед принятием этого решения, несмотря на всё, что вы уже слышали, знайте: роль матери в нашем мире – самая влиятельная и самая почётная в Божьих глазах, а также приносящая самые благословенные плоды во всём мире.

            Я не удивляюсь, наблюдая за тем, как наше общество принижает и пренебрегает ролью материнства, в то же время стремясь к высшим идеалам, отмечающим нашу культуру. Домохозяйки везде принижаются, осмеиваются. Женщины, которые делают выбор поддерживать своих мужей и быть с ними рядом в качестве помощниц, а также посвящать всё своё время детям, всегда были объектом шуток и насмешек. И многие матери позволили этой скверной пропаганде повлиять на них. Следовательно, они переживают чувства неполноценности, неудовлетворённости. Средства массовой информации изобилуют ложной и негативной пропагандой о ценности и роли матерей-домохозяек. Если вы подвержены этому негативному влиянию, то вам нужно подвергнуть сомнению истинность этих аргументов, которые льются на вас, а также противостать им сбалансированной истиной. Пусть каждый коварный довод, который вы слышите против материнства, напоминает вам о нужде в том, чтобы развеять мирские установки Божьим взглядом на этот вопрос.

            Сегодня я хочу поделиться с вами несколькими историями о матерях из Библии. В этой книге мы находим много матерей. Все эти матери представляют собой примеры для рассмотрения: позитивные либо негативные. Библия интересна тем, что она показывает реальность такой, какая она есть. Она беспристрастно открывает всю правду о наших матерях. Поэтому мы увидим как позитивные черты и сведения о наших матерях, так и некоторые негативные характеристики, которые Библия прямо показывает. Я надеюсь, что мы все извлечём свои уроки из этого исследования.

            Возьмём, к примеру, нашу мать Еву. Она является матерью всем нам. С неё началась жизнь человечества. Но у нас возникает вопрос к этой женщине: как в совершенном мире, сотворённом святым Богом, появилось зло? Ответ изумляет нас: Наша мать вместе с нашим праотцом Адамом сами пригласили дьявола в этот мир. Они сами открыли дверь перед ним и сказали ему: «Добро пожаловать». И без этого приглашения наших прародителей сатана не смог бы никак проникнуть в наш общий дом – на планету Земля. Мы и сегодня можем ощутить реальность этой истины: злые силы и сегодня не могут проникнуть в душу какого-либо человека, если сперва этот человек не даст на это своё добровольное согласие. Создавая человека по Своему образу, Творец наделил его способностью рассуждать и делать выбор. Враг, конечно же, с разрешения Евы, взял под свой контроль эту свободу выбора.

            Эта история в различных интерпретациях встречается в мифологии почти каждого древнего народа, но чистая первоначальная запись от Бога этой истории содержится в книге Бытие. Наш враг назван (и притом заслуженно назван) в Библии «великим драконом», или «древним змеем, называемым дьяволом и сатаной» (Откровение 12:9). И эта ключевая фраза открывает нам значение библейского текста книги Бытие, чтобы мы могли понять, как именно сатана смог  ввести в заблуждение первых прародителей человечества. Бог предупреждал их об опасности (Бытие 2:16, 17): «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь». Сатана принял облик весьма красивого и умного животного. Он выразил якобы свою озабоченность счастьем наших прародителей. Змей сам водрузился на это запретное дерево. И он задал жене вопрос: «подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?», а затем заявил: «но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло». Мы наблюдаем тот путь, который сатана избрал, чтобы вторгнуться в жизнь наших прародителей. Этот путь представлял собой искушение вкусить нечто, что Бог в Своей мудрости запретил – познание добра и зла. Искушение заключалось не в том, чтобы познавать одно лишь добро. Оно включало в себя приглашение ознакомиться также и со злом. В своём стремлении склонить нас к полному отвержению добра сатане нужно было всего лишь предложить нам смесь добра и зла. И наша мать Ева первой согласилась принять и поверить в этот обман. Она любовалась плодом, ела от него, а затем убедила своего мужа присоединиться к ней в этом эксперименте. Таким образом наша мать Ева стала первым человеком, поверившим в то, что зло всегда должно дополнять добро – во всю вечность. Эта идея, без сомнения, стара как мир. Многие потомки Адама и Евы покаялись в грехе Евы и твёрдо придерживались первоначальной истины от Бога. Книга Бытие называет этих потомков нашей матери Евы «сынами Божьими». Ева стала матерью «сыновьям Божьим», которые покаялись в её первоначальном грехе. И эти люди сформировали собой непрерывную линию родословной верных поклонников Бога, которые верили в то, что человек отдал своё бессмертие, восстав против Творца, и теперь вечность можно обрести только через веру в грядущего божественного Спасителя и Его жертву. Эти верные поклонники Божьей истины лелеяли обетование, данное Богом змею в присутствии согрешившей пары в Едеме. Бытие 3:15: «и вражду положу между тобою и между женою (то есть нашей первой матерью), и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту». В этих словах присутствует крошечное семя, маленький росток Благой Вести, который прорастал и крепчал на протяжении веков, пока не превратился в великое дерево истины, которое достигло полного созревания в Новом Завете. И когда мы взираем на это драгоценное обетование, вселяющее веру, мы видим, как оно приносило надежду человечеству во все века. Это обетование было дано нашей первой матери Еве. Эту вражду против змея, которую Бог пообещал «положить», или вложить в нас – это то, что не присуще человеческой природе. Никто не рождается с присущей ему враждой против зла. Бог Сам помещает эту вражду со злом в сердце каждого благодаря великой Жертве, которая упомянута в данном обетовании. Это и есть Божий дар благодати вам и мне. Последователи сатаны известны как «семя его». Жена также будет иметь «семя», или потомков в мире. Богом обещана постоянная вражда между семенем сатаны и семенем жены. В этом обещании также обещан Избавитель, или Спаситель, Который придёт в виде семени этой женщины, или в виде потомка Адама и Евы. Таково первое пророчество о пришествии Иисуса в книге Бытие (3:15). Сатана добьётся некоторого успеха, «ужалив семя жены в пяту», что уже отдалённо указывает на распятие Сына Божьего на кресте. Но Христос это кажущееся поражение обратит в славную победу, «поразив голову змея», когда в конце концов сатана будет уничтожен. Божий народ берёг это обетование. Те «сыны Божьи» лелеяли это обетование тысячи лет. Они молились и ожидали грядущего Избавителя. Сатана, древний змей, был побеждён жертвой Христа. И долгая цепь греха и зла подойдёт к своему концу. Это обещание дано нашей матери Еве.

            Давайте рассмотрим ещё одну из матерей в Библии. Её история – одна из самых ободряющих историй всех времён. Мы прочтём историю одной из огорчённых матерей, обиженных женщин, которые, однако, влияли на успех или неудачу в плане спасения, открытом в обетовании книги Бытие (3:15). Ведь эта мать имела выбор поступить так или иначе, что повлияло на весь мир. Согласно библейской хронологии в Оксфордской Библии Авраам и Сара родились около 1996 года до рождества Христова. Они вошли в Ханаан в 1921-м году до рождества Христова. Сим жил много лет после их рождения. Эти люди открываются нам в качестве выдающихся поклонников истинного Бога. Авраам и Сара были выдающимися поклонниками истинного Бога из молодого поколения своего времени. История первого еврея сообщает нам о том, что их верность Богу как Его детей, как поклонников Творца неба и земли, солнца и луны, побуждала Авраама помочь своему отцу Фаре в его поиске Бога, но Фара продолжал поклоняться луне, живя в древнем халдейском городе Ур, или, другим словом, Вавилон. История также сообщает о том, что Авраам как монотеист стал весьма непопулярным в городе Ур, и поэтому Бог повелел ему выйти из этого места. И это конечно, связано с тем, что Авраама не очень-то любили в этом городе поклонников луны. Даже Фара продолжал оставаться идолопоклонником, невзирая на то, что Сим ещё где-то продолжал жить в это время. Даже если возраст Сима уже не давал ему возможности активно проповедовать евангелие своим современникам, по всем признакам Авраам и Сара были Божьими единственными истинными свидетелями для своего поколения. Сара и Авраам сыграли очень важную роль в своё время. Если бы они не засвидетельствовали о плане спасения нужным образом, то это могло привести к тому, что познание Бога и Его плана спасения исчезло с планеты. Эта мысль побуждает содрогаться. Иисус и Его апостолы возвеличивали Авраама как своего отца, и как отца всех верующих. Сара и Авраам стали примером для всего мира, примером того, что означает верить в Бога в их поколении. Поэтому Евангелие об оправдании верой могло жить и умереть вместе с ними.

            Библейская история жизни Авраама и Сары – это объективная история жизни двух людей, не скрывающая их грехов и ошибок. В Писании нам сказано о том, что Авраам сказал полуправду в Египте о своей жене Саре, называя её своей сестрой. И эту же ошибку он совершил с царём Авимелехом. Авраам с Сарой не так быстро усваивали Богом преподаваемые уроки о том, что Творец заботится о них. Это было не самое лучшее начало на пути веры этих будущих родителей. Затем они проявили ветхозаветную полу-веру, которая обречена была привести к законничеству, в своей попытке помочь Богу исполнить Своё фантастическое обещание о том, что Авраам будет отцом многих народов. Они предложили Богу сделать Елиезера, верного раба Аврамова, его законным наследником, его сыном. Бог решительно отказался принимать эту уродливую ветхозаветную схему помощи Творцу. «Нет», сказал Бог в книге Бытие (15:4), «не будет он твоим наследником, но тот, кто произойдет из чресл твоих, будет твоим наследником». Но Сара и Авраам никак не могли усвоить этот урок. Они продолжали претыкаться и запинаться в своём неверии. Слова «из чресл твоих» означает «из тела твоего», то есть из вашей единой плоти с твоей единственной женой. Потому что ещё в Едемском саду Бог объявил о том, что муж с женой становятся одной плотью. Они едины и неразлучны. Не может быть третьего участника, входящего в этот тесный интимный союз. Сара же была настолько огорчена в то время, насколько только женщина в то время могла быть. Она с Авраамом была одной плотью, что относится ко всем брачным союзам. Поэтому было невозможно обещаниям Бога Аврааму исполниться, если его жена препятствовала этому своим неверием, включая пришествие Мессии, в Котором благословятся все народы земли. Но мы видим, что Авраам и Сара уже были стары и бездетны. И все вокруг считали, что проблема заключалась в Саре. Она никак не могла забеременеть. И это было большим позором для женщины в те дни. И когда проходили целые годы и десятилетия, а беременность всё не наступала, Сара ощущала на себе этот позор всё сильнее и сильнее. Без сомнения, она, должно быть молилась и молилась об этом, и тем не менее, ничего не изменялось. Когда вы верите во всемогущество Бога, и молитесь о какой-то проблеме, и ничего не происходит, что вы делаете? Сара стала обвинять в этом Бога. Она перенесла свою обиду и на своего мужа. В книге Бытие (16:2) она говорит: «вот, Господь заключил чрево мое, чтобы мне не рождать». Она считает, что стоит на пути исполнения Богом Своих обещаний Аврааму. Она не видит причин в себе. «Бог заключил чрево моё» - Бог так решил, она считает. И в результате этого произошла эта история с Агарью, рабыней, ставшей второй женой. К этому привела обида Сары на Бога. Но тем не менее, не существовало никакого пути и способа благословить все народы земли, как если у Авраама не появится дитя обетования. И когда Агарь родила Измаила, это никак не помогло. Сара стала себя вести ещё хуже прежнего. Она жаловалась на то, что Агарь начала тонким образом вытеснять её. Порой женщины могут вести себя таким образом – вытеснять и притеснять. И Сара сказала, что больше не может этого выносить. И она высказала всё прямо в лицо Аврааму. «Это ты – причина моих проблем» - сказала она. «Да рассудит Господь между тобой и мной». Если бы в их шатре была дверь, то она скорее всего бы хлопнула этой дверью что есть силы и ушла.

            Но после этого произошли перемены. И перемены эти были прекрасными. Сара хорошенько задумалась. И в послании к Евреям (11:11) мы находим ключ понимания этим переменам. Там сказано о том, что Сара пришла к вере в то, что «верен Обещавший». Поэтому, «Верою и сама Сарра (будучи неплодна) получила силу к принятию семени, и не по времени возраста родила, ибо знала, что верен Обещавший». Что же произошло в результате? «И потому от одного, и притом омертвелого (то есть от Сары), родилось так много, как [много] звезд на небе и как бесчислен песок на берегу морском». И среди них Тот, кто спас наш мир. Пора нам, друзья, тоже положиться на Божье обещание, которое Он неизменно исполнит. Но Сара и Авраам прошли через соответствующее испытание. Бог уже объявил верующего Авраама отцом многих народов, и поэтому его жизнь должна быть приведена в соответствие их божественной репутации, иначе сам Бог оказался бы лжецом. Если бы они не прошли испытание своей веры, сам Бог был бы поруган. Сегодня кто-то может говорить о том, что эти испытания от Бога были жестокими и невыносимыми, но они подготовили Авраама к прохождению последнего испытания его веры. Когда ему уже было 120 лет (старый человек), Бог повелел Аврааму принести в жертву своего сына Исаака, своего единственного сына. Авраам, должно быть, испытывал желание возразить Богу в этом деле, потому что Бог всегда осуждал это языческий скверный обычай приносить человеческие жертвы. Но представьте себе: если бы Авраам отказался принести в жертву своего сына Исаака, он тем самым показал бы несостоятельность его веры, посланной ему от Бога. Мы не можем сказать, что Бог гордился Авраамом, но Бог поставил Свою репутацию в зависимость от выбора Авраама, вместе с планом спасения. Бог уже пошёл на такой риск с Иовом, которого сатана обвинял в неискренности, утверждая, что Иов проклянёт Бога в лицо, если только дьявол сможет иметь над ним власть. Но Иов прошёл своё испытание. И теперь Авраам попал в эту категорию, с которой Бог связал все свои риски. Он тоже должен пройти через огненное испытание, чтобы весь план Божий был исполнен. И Авраам прошёл это испытание. Поэтому-то он и «увидел день Божий», и возрадовался. Он познал то, что может познать каждый из нас – что для Небесного Отца означало отдать Своего Сына Единородного на всю вечность за нас. И эта отдача Сына продолжалась не только 33 года. Отец Небесный отдал Своего Единородного Сына нам навсегда, и Иисус прошёл через все ужасы ада за меня и за вас. Авраам и Сара немного ощутили вкус этой жертвенной любви Божьей, когда Авраам принёс своего сына Исаака. Бог поставил печать на вере Авраама. Мы можем побеждать точно также во всех своих испытаниях, которые Бог нам посылает.

            Рассмотрим ещё одну мать в библейской истории. В древнее время брак считался счастливым тогда, когда оба супруга верили в то, что Бог соединил их в этом союзе, а отнюдь не их влечение друг к другу или принадлежность к одному социальному слою. Их любовь друг к другу укоренялась в их вере в Божье водительство. И когда таким образом их «лошадь везла телегу», а не наоборот, их вера в друг друга вырастала в счастливую и постоянную любовь. К примеру, Исаак, никогда раньше не видел Ревеку, до того момента, пока слуга его отца не привёл её к нему из Месопотамии и не сказал: «Она – Божий выбор для тебя». И как только Исаак увидел эту девушку, он сразу же полюбил её. Это была любовь с первого взгляда. И брачный союз Исаака и Ревеки отмечен в Библии как один из самых счастливых супружеств. Если вы женаты, то вам будет интересно рассмотреть эти прекрасные отношения. Но если вы ещё не женаты, вам будет очень полезно посмотреть, как именно Бог небесный соединил судьбы Исаака и Ревеки в самый счастливый союз, отмеченный в Библии. Всё было хорошо с самого начала. Но и здесь  мы можем проследить трагические результаты неверия в опыте отношений Исаака и Ревеки и их детей-близнецов Иакова и Исава. Бог сказал следующее в отношении этих близнецов, когда они были ещё в утробе Ревеки (Бытие 25:23): «два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему». И по мере роста этих двух мальчиков, один из них стал любимчиком для одного, а другой – для другого. Исаак больше любил Исава. Ему нравилось его мужественность. Я могу это понять. Мой внук – настоящий мужчина. Мне это очень нравится. Он не проявляет никаких полу-женских, полу-мужских качеств. Исаак больше любил Исава. Но Ревека любила Иакова. Потому что он был более домашним. И мы наблюдаем развитие этих не совсем достойных качеств – предпочтения одного ребёнка другому. Исаак решил, что Исав получит право первородства несмотря на то, что сказал Бог. Но суть конфликта этих супругов заключалась в том, что Ревека решила сделать так, чтобы право первородства досталось Иакову, основывая свой выбор на слове Божьем. Природа этого семейного конфликта весьма интересна. И эти два стремления супругов символизируют два вида противления Богу, которые существуют в нашем мире сегодня. С одной стороны, желание Исаака символизирует преступление воли Божьей. Это мы можем легко определить. Преступление – это нарушение закона. Но стремление Ревеки на первый взгляд выглядело как исполнение воли Божьей. А это стремление почти никогда нельзя назвать грехом по внешним признакам. Как исполнение воли Божьей можно назвать грехом? Разве это не хорошее дело – угодить Богу. И в этом втором виде противления Богу мы находим суть ветхого завета. Когда такой человек думает об исполнении воли Божьей, обычно он сначала пытается определить Божью волю, а затем исполнить её. И Ревека, по её мнению, так и поступала. Бог сказал ясно: «Больший будет служить меньшему», то есть, Исав будет служить Иакову. Она объясняла это не иначе как: «Право первородства должно быть отдано Иакову». Ничто не могло порадовать эту мать больше. Ведь Иаков был её любимым сыном.  Вся ирония этой истории взывает к нам о том, что мы находимся в такой же опасности, когда воля Божья кажется нам соответствующей нашим собственным желаниям, чем когда воля Божья противоречит им. Наша единственная надежда – ходить в вере. Вера абсолютно необходима для того, чтобы угодить Богу. Без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает». Если бы Ревека желала угодить Богу, если бы она по-настоящему желала исполнить Его волю, то она должна была сначала посвятить себя полностью вере в способность Бога исполнить Свои обещания. Разве не так?  Ибо без веры для неё тоже невозможно было угодить Богу. Без веры её цель была бы недостижимой. Это первый принцип, который нам нужно понять, если мы желаем исполнить волю Божью. В противном случае наше послушание будет ничем иным, как одним только противлением Богу при внимательном рассмотрении. Ревека без сомнения, считала себя верующей в слово Божье. Это значит, что она соглашалась со сказанным в уме, на интеллектуальном уровне. Более того, она решила, что воля Божья должна исполниться так или иначе – то есть Иаков должен получить право первородства. Поэтому она решила это дело сделать. И как же она сделала это дело? Она нарушила все заповеди, которые только можно было нарушить. Она нарушила все десять заповедей, исполняя волю Божью. Разве это можно назвать истинной верой? – Совсем нет. Она стала плести заговоры, лукавые планы, чтобы предотвратить исполнение беззаконных желаний своего мужа Исаака. Применяя всевозможные беззаконные средства для достижения своих целей, она вместе с Иаковом умудрилась украсть это первородство. Вы заметили это? Изумляет то, что Бог по-видимому проявляет некую терпимость и уважение к этому беззаконному достижению. На этом фоне можно ошибочно предположить, что благословения Божьи можно заполучить и другим путём, кроме как праведностью веры. Бог посылает солнечный свет на праведных и неправедных, право первородства всё-таки стало принадлежать Иакову несмотря на его участие в грехах и беззакониях матери. Ревека и Иаков грешили для того, чтобы исполнить волю Божью. Где же нам найти разъяснение, проливающее свет на этот вопрос? Если мы вынуждены нарушать закон Божий для того, чтобы исполнить Его волю, даже в самом крошечном отступлении от абсолютной честности, целомудренности и братской любви, то можно быть уверенным в том, что наше так называемое «исполнение воли Божьей» на самом деле представляет собой замаскированное восстание против Бога. Одно только умственное согласие с волей Божьей, одно только желание видеть эту волю исполненной – это не вера. Эта вера неистинна. Это подделка. Что же должны были сделать Иаков с Ревекой? – Они должны были отказаться от всех своих планов, от всех своих схем и заговоров, от всех своих лукавых задумок, от всех своих усилий, и они должны были положиться на Божье обещание, позволив самому Богу исполнить его так, как Ему угодно, Его способом, а не их способом. Таким образом они бы получили благословение Божье. Если бы они положились на слово Божье, Ревека не должна была бы посылать своего любимого сына прочь от себя, чтобы уже никогда его больше не увидеть в этой жизни. Иаков также бы избежал всех своих скорбей, всех мук виновной совести. Он избежал бы 20-летней ссылки из дома его отца, а также избежал бы ужаса от слуха о том, что его брат идёт к нему с четырьмя сотнями воинов. Но избежал бы той ночной борьбы с Богом, когда он принял Бога за своего заклятого врага. Он бы получил благословение, но избежал бы последствий зависимости от себя и своих сил в получении этого благословения. Если бы мы усвоили этот урок! Эта история рассчитана на то, чтобы научить нас. Сколько расставаний, сколько лет разлуки, сколько ужасных новостей, сколько ночных переживаний и борьбы с Тем, кто возлюбил нас превыше Себя, могли бы мы избежать! Бог жаждет послать нам благословения вместе с нашим правом первородства, но Он не может соучаствовать с нами, посылая нам благословения в ответ на наши собственные пути его достижения. Благословения не могут быть посланы тем, кто стремится любой ценой их получить. Потому что сам путь их достижения противен Богу. Благословения будут даны только тем, кто примет их верой, только тем, кто зависит от слова Божьего, от Его обещания, и от Его исполнения Своих обещаний в избранное Им время.

            Рассмотрим ещё одну мать в нашей Библии – Ноеминь. Обратимся к истории женщины, которая покаялась в ветхозаветном неверии своего мужа. Ноеминь мы находим в книге Руфь, в Ветхом Завете. Имя мужа Ноеминь означает «приятный». Он был из числа тех счастливчиков, которые родились в Израиле. А это значит, что он был наследником всех обетований, которые Бог дал его праотцу Аврааму. Но прежде всего, его наследие было самым привилегированным из всех двенадцати колен, потому что он жил в Вифлееме. Вы знаете, что означает слово «Вифлеем»? – «Дом хлеба». Елимелех должен был помнить о том, как была испытана вера Авраама в той земле, которую Бог пообещал дать ему. Бог Елимелеха не допустил бы страданий семье Елимелеха, если бы они держались верой Бога, живя в Вифлееме до тех пор, пока экономический кризис не кончился. Но нет, Елимелех, муж Ноеминь, услышал о том, что в другой земле люди хорошо живут – в языческой земле Моавитян. И это процветание привлекло его, и он решил переселиться со своей семьёй в языческую среду. «Нам нужно обеспечить нашим детям хорошую жизнь, лучшую, чем мы имеем здесь в Вифлееме». Об этом он говорил жене. «Давай переедем. Это будет лучше для наших детей и их будущего». Они взяли своих сыновей – Махлона и Хилеона, собрались и пошли. Ноеминь, должно быть, с радостным предвкушением прощалась со своими близкими, ожидая хорошей жизни и процветания: «Не волнуйтесь о нас, мы никогда не оставим церковь. Мы никогда не оставим весть Евангелия. Но что было дальше? Сначала умер муж Ноеминь. Это стало страшным ударом для её веры. Но она по-прежнему имела двух хороших сыновей-израильтян. Но они росли и воспитывались, так сказать, в мирских школах, они полюбили мирских девушек, они женились на Орфе и Руфи – языческих девушках. Эти девушки были хорошими и порядочными, но они были «чуждыми обществу израильскому». Сыновья взяли их замуж не без причин. Но затем оба сына заболели. И случилась ещё одна беда – оба они умерли. Ноеминь была совершенно разбита. Всё добро, которое они нажили, теперь стало для неё тяжким бременем. Она пошла и изменила своё имя с Ноеминь на Мару, что означает «горькая». Её имя изменилось на «горечь». В книге Руфь (1:20) она говорит: «Вседержитель послал мне великую горесть; я вышла отсюда с достатком, а возвратил меня Господь с пустыми руками… Господь заставил меня страдать, и Вседержитель послал мне несчастье». Но Господь любит миловать. Поэтому исследуем и испытаем, и обратимся к Господу – говорит другой человек, который тоже каялся в ветхозаветном неверии Божьего народа. Бог просто должен был предоставить Елимелеху возможность пожать результаты своего выбора, когда тот избрал языческую культуру. Ноеминь, которая пошла с ним, должна была и страдать с ним. Но читая историю книги Руфь до конца, вы увидите благость Господа, Который обернул всю эту ситуацию в добро. Ноеминь вернулась обратно в церковь. Принял ли её Господь? – Принял.

            Я размышлял о ещё одной матери в Библии – Анне, матери пророка Самуила. Она познала жгучую печаль. Она была женой Елканы, который сильно любил её, но она была бесплодна. И это приносило ей глубокую боль, особенно когда муж взял вторую жену – Феннану, чтобы иметь от неё детей. Каждый мужчина в Израиле чувствовал особый долг родить наследника мужского пола. В противном случае, по их представлениям, его имя будет изглажено из книги жизни, если у него не будет продолжателя рода. И Анна поэтому стала негативным персонажем в его глазах. Для женщины того времени бесплодность была равнозначна пощёчине от самого Бога. Анна несла этот позор смиренно, что было весьма тяжело для любой женщины. Но теперь, когда Феннана осмеивала её, позоря её даже при друзьях и посторонних людях и членах семьи, Анна уже больше не могла этого выносить. Муж Елкана пытался утешать её своей любовью, но он не знал, как утешить её любовью Божьей. Поэтому Анна предприняла отчаянный шаг. Она бросила вызов Богу своим обетом: Если Бог даст ей то, чего жаждет каждая женщина-израильтянка – дитя мужеского пола, то она отдаст это дитя обратно Господу. Таким был её обет. Для любой матери это означало пожизненную жертву и весьма ощутимую потерю. Но это случилось. Анна к своей радости получила сына от Бога. Его назвали Самуил. Она была так счастлива, что написала целую поэму победы над своим врагом – Феннаной. Вы найдёте эту поэму в 1-й книге Царств, 2-й главе (стихи с 1-го по 10-й). Полюбуйтесь её триумфом над Феннаной. И эта поэма позже цитировалась другой матерью, которая уже в новозаветное время обратилась к этой молитве – матерью Марией, девой Марией. Эта женщина впоследствии нашла подходящей молитву Анны, чтобы выразить свою благодарность за такую честь от Бога к её низкому положению. Эта молитва была выражена в новой интерпретации в 1-й главе евангелия от Луки (с 36-го стиха). Мария выражала свою радость и благодарность за такую честь, оказанную такой скромной девушке с таким низким социальным статусом. Земная мать нашего Спасителя сама «изведала печали». Разве Мария не «изведала печали»? Да. Иисус, Сын Божий, также является самым настоящим Сыном Человеческим, близким к нам, и она знала об этом. Я бы сказал о деве Марии, что она – величайшая мать всех времён. Это звание я отдал бы не Еве, а деве Марии. Потому что именно этой матери Ангел Гавриил заявил: «Радуйся, благодатная. Господь с тобою. Блаженна ты между жёнами». Величайшая мать всех времён. Многие люди считают, что слово «благодатная» означает, что дева Мария была голливудской звездой по внешнему виду. Однако Библия ясно говорит о том, что «миловидность обманчива и красота суетна, но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы. И если ангел сказал Марии, что она «благодатна» у Господа, это не означало внешнюю красоту или косметику, а то, что Пётр называет «сокровенным сердца человеком», или «красотой духа». Мария сама признаёт, что она далеко не выдающаяся личность, далеко не уважаемая персона. Она в своей молитве говорит о том, что Господь «призрел на смирение рабы своей». Очевидно, что Мария познала печаль и отвергнутость, как и её Сын был презираем и отвергаем. Иосиф таки решился взять её в жёны, чтобы она стала приёмной матерью для шести детей, если не больше: четырёх мальчиков, и нескольких девочек. Но старый пророк Симеон сказал ей о том, что большой меч, такой же, как меч Голиафа, пронзит её душу. И во всей истории человечества ни одна мать не переживала такую боль, через которую прошла Мария, хотя многие языческие матери в римской империи были вынуждены наблюдать за распятием своих сыновей. Однако никто из них не был вынужден наблюдать за смертью своего Сына, который по её убеждению и воистину был Сыном Божьим. Вот в чём была величина этого меча, пронзившего её душу. И это происшествие пронзило её душу. Ибо со смертью её Сына она видела безнадёжность и погибель всего человечества. Мир остался без Спасителя в её понимании. В день, который посвящён матерям, можем ли мы усвоить урок из этих историй и судеб? Для каждой матери будут ценными слова, как для самой пожилой, так и для самой молодой. Всем матерям дано обетование из евангелия от Луки: «Господь с тобою. Блаженна ты между жёнами» (Луки 1:28). Если вы ищете хорошее обетование, чтобы написать его на открытке, то возьмите это. Оно содержит в себе Благую весть для каждой матери в мире, которая простой верой примет благую весть этого текста. Какая же Благая Весть содержится в этом обещании? Сын Марии – это Спаситель мира, в том числе и вас. Иисус – ваш личный Спаситель. Бог относится с особой нежностью к каждой матери, обременённой заботами. Молитвы матерей имеют особый доступ к престолу Божьему. Эллен Уайт также делится добрыми словами: «Благополучие общества, успех церкви, процветание народа, зависит от домашнего влияния» Христианский дом, стр 15. Поэтому сегодня мы особым образом обращаемся к матерям, которые сделали выбор создать христианские семьи. Их выбор заслуживает особого уважения. В обществе, где дом и семья считаются чем-то второстепенным, местом сна и приёма пищи, просмотра телевизора, матери-христианки, посвящающие себя тому, чтобы сделать свой дом небесами на земле, наполнив его любовью Христа – эти матери заслуживают нашего уважения. И они несомненно, получат свою небесную щедрую награду и благословение. Наши молитвы сегодня – о наших матерях.

 

 

 

pavelk1@bk.ru