Вернуться
назад к меню
"Комментарии Пола
Пенно на уроки
Субботней школы"
Комментарий на урок под названием «Завет» из цикла "Иеремия".
Пастор Пол Пенно.
Перевод, озвучивание и дополнения Кожевникова Павла.
Чтобы в числе первых бесплатно получать текстовые и аудио варианты этих уроков, обращайтесь по адресу электронной почты, который вы видите на экране.
pavelk1@bk.ru
В то время как одна часть страны изнывает от засухи и жары, другая часть смывается потоками дождей и опасных наводнений. О, если бы Господь как-то уравновесил климат на нашей планете! Он сделает это, правда увидим мы это только на новой земле. Но даже сегодня мы можем наблюдать в природе вести ободрения и надежды, как например, радугу. Радуга – это печать под обещанием Бога никогда больше не уничтожать землю потопом. И эта печать настолько проста и ясна, что вызывает чувство необыкновенной радости и изумления даже у ребенка (поэтому она и называется «радугой», а на украинском языке – «веселка», от слова «весело» - прим. пер.). Даже самые продвинутые ученые испытывают это чувство, умиляясь сердцем, как дети, встречая в природе живое явление радуги.
Божий завет после потопа.
Читая историю из 9-й главы книги Бытие, мы находим необычную деталь: Бог говорит: «вот, Я поставляю завет Мой… со всякою душею живою… с птицами и со скотами, и со всеми зверями земными» (Бытие 9:9-10). Разве это может быть правдой? Это кажется фантастикой – Бог «заключает завет» со всеми птицами и животными! Неужели у Него нет дел поважнее, чем заключать сделки со слонами, мышами и ласточками? – Но все дело в том, что Бог заключал не «сделки», не «контракты», и не «взаимные обязательства» с этими животными. Да, Он смирил Себя, даровав им это обещание, но Он не требовал от птиц и животных каких-то обещаний взамен. Наблюдая за земной фауной, мы видим, что животные просто принимают благодать из руки Божьей, и продолжают жить, радуясь дару жизни, посланной Им, принимая от Него своё пропитание каждый день своей жизни (смотри Псалтирь 144:15, 16).
Уясним для себя следующее: Тот же самый завет, который Бог заключил с животными и птицами, Он заключил и с каждым из нас (Бытие 9:9). Быть христианином означает смириться сердцем и принять этот завет, получая от Него «все потребное для жизни и благочестия» вместе со всей фауной и флорой (Смотри Иоанн 6:51-53). Ведь данное обещание Бога, (завет – это есть ничто иное, как обещание – смотри послание к Галатам, 3:17, где завет так и назван - обетованием)… данное обещание Бога, данное как нам, так и животным, имеет ту же природу, что и Его Новый Завет, который также представляет собой ничто иное, как Его обетование. И поскольку мы призваны принимать эти благословения Нового Завета, понимая свою зависимость только от Его обещания и «спасаясь исключительно Его благодатью» (Желание веков, стр 175), нам не следует считать, что мы должны точно также давать какие-то обещания Богу, делаясь таким образом равноправными партнерами в этом завете. Бог потому и даёт Свои обещания нам, что знает: Только от Него зависит их исполнение. Поэтому наше посвящение Ему, наше с Ним соединение должно иметь не такой характер, при котором мы пытаемся найти или генерировать в себе что-то (даже веру), а такой характер, который выражается словами из книги «Желание веков» (стр 175): «Верой мы принимаем благодать Божью». Далее в этой книге следует очень важное примечание, которое, к сожалению, переведено на русский язык не совсем точно. Оно звучит так: «Вера не является нашим Спасителем» (в официальном переводе: «Но и одна только вера не является нашим спасением» - как видите, смысл поменялся на противоположный – вера, мол, является нашим спасением, но «не одна», а в союзе с чем-то еще (например, с делами, исходящими от нас)). И продолжается это важное примечание очень важным выводом: «Вера ничего не достигает». К сожалению, этот важный вывод тоже искажен в официальной версии перевода. Он звучит там так: «Сама по себе она ничего не значит». Здесь вы тоже видите намек на то, что если она «не сама по себе», то она в таком случае и «значит», и «достигает». Это тоже намек на дела, исходящие от нас, которые якобы «дополняют веру», и делают её значимой. Такие выводы являются результатом непонимания природы веры. Для более подробных объяснений смотрите видеоурок «Вера и спасение-ЖВ17» на ютуб-канале Кожевникова Павла.
Итак, наше посвящение, наш отзыв и ответ на Божье обещание должен заключаться не в том, чтобы хоть в чем-то полагаться на себя, а в том, чтобы верой принимать Его обещание и благодать. Такова природа истинной веры, которая зиждется и действует только «от слушания (то есть, внимания к Его слову), а слушание (даже само это «внимание» есть дар, посылаемый) от слова Божьего». Как мы видим, наша роль заключается в такой «вере» в его обетования, данные нам. И когда эта вера завладевает нашим сердцем, тогда всякое истинное послушание проистекает из сердца, на котором пишется Его закон любви «Агапе», Его десять заповедей.
Сильная «Благая Весть» Нового Завета.
Ни одна человеческая душа никогда не войдет через жемчужные ворота Нового Иерусалима, кроме детей Авраама! Это, однако, не означает только иудеев как физических его потомков, хотя многие из них примут Христа, слава Богу. Дело в том, что когда Бог излил на Авраама Свои фантастические благословения, Он ясно показал, что «В Исааке наречется тебе семя» (Бытие 21:12). Другими словами, это «семя» будет не буквальными потомками плоти, каким был Измаил, сын его второй жены и плод ветхозаветного образа мыслей Авраама, которому тот предался на какое-то время, но все, кто имеет ту веру в Новый Завет, которую имел Авраам.
Измаил родился «по плоти», или в результате надежды Авраама «на плоть», то есть на самого себя, но «семя», о котором Бог ему сказал, придет в мир через Исаака, который назван словами «дитя обетования», или «рожденным от Духа» (Галатам 4:28, 29). Это значит, что все Божьи обещания Его народу находят свое исполнение через праведность по вере, которую имел Авраам (в послании к Римлянам Авраам семь раз назван «нашим отцом»).
Что такое «Новый Завет»?
Божьи обещания Аврааму (а значит, и нам) и есть Новый Завет. Первым шагом в понимании природы Нового Завета является понимание того, что именно Бог заключает этот завет, и это одностороннее обещание всегда исходит только от Него. Павел ясно показывает нам (как было уже сказано), что Божий «завет» с Авраамом был «обещанием» ему (Галатам 3:17).
Авраам был когда-то неверующим, но когда он сделал выбор поверить обещаниям Бога, он стал «отцом всех нас». «Итак по вере, чтобы [было] по благодати (дословный перевод), дабы обетование было непреложно для всего семени (то есть, для всех нас), не только для тех, кто «по закону» (то есть, для физических потомков Авраама), но и для тех, кто имеет только веру Авраама, который есть отец всем нам (то есть обоим категориям этих людей)… отец многих народов» (К Римлянам 4:16, 18).
Мы читаем об этих обещаниях в 12-й главе книги Бытие:
1. Я произведу от тебя великий народ…
2. Благословлю тебя,
3. Возвеличу имя твое,
4. Будешь ты в благословение;
5. Я благословлю благословляющих тебя,
6. Злословящих тебя прокляну;
7. Благословятся в тебе все племена земные. (Бытие 12:2,3)
Эти же обетования были снова возвещены Аврааму в 15-й главе, когда Бог вызвал его из шатра однажды вечером, и попросил его посчитать звезды со словами: «Столько будет у тебя потомков» (стих 5-й).
Читая историю Авраама в главах с 12-й по 19-ю, мы обнаружим, что Бог никогда не просил Авраама давать Ему какие-то обещания взамен. Божий Новый Завет, заключенный с ним, был полностью односторонним. Авраам сделал единственный правильный выбор, который только можно было сделать – он уверовал: «Поверил Авраам Господу, и это вменено был ему в праведность» (стих 6-й). Это все, чего Бог ожидает от нас - верить в Его обещания, данные нам. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (От Иоанна 3:16). Тем, кто волнуется о том, что спасение «исключительно благодатью» через веру не произведет достаточно дел, таковым необходимо помнить, что истинная вера всегда «действует любовью» (Ефесянам 2:8, 9; Галатам 5:6).
Уникальная природа Божьего завета.
Божий завет всегда является односторонним обещанием, исходящим от Него, потому что Он знает нашу слабую и греховную природу, испорченную настолько, что мы не в состоянии выполнить ни одного обещания, данного с нашей стороны. Когда мы даем Ему какие-то обещания, а затем (неизбежно) нарушаем их, мы подвергаемся разочарованию, приходя к мыслям о том, что мы не достойны небес, и не сможем «пройти путь спасения». Это показывает, что наш образ мыслей, который и проявляется в желании дать Богу обещание взамен, является по своей природе языческим образом мыслей, который считает, что человек может спасти себя своим делами (пусть даже в малейшей степени, пусть даже частично), как точно подмечено в книге «Желание веков» (стр 35, 36, дословный перевод): «Принцип, гласящий, что человек может спасти себя своими делами, лежит в основе всякой языческой религии. Он стал принципом и иудейской религии… которая обманула мир этим ложным евангелием».
Заметьте, как Павел называет «завет» и «обетование» одним и тем же: «завета о Христе… закон… не отменяет так, чтобы обетование потеряло силу» (К Галатам 3:17)
Ветхий Завет «рождает в рабство», говорит Павел (Галатам 4:24). Сегодня многие члены церкви разочаровываются, или проходят так называемый «христианский путь» под сильнейшим эмоциональным давлением своих же «нарушенных обещаний», которые «рушатся как карточный домик» (смотри «Путь ко Христу, стр 47)
Путаница в отношении двух заветов может быть разрешена очень просто. Проблема касается «закона», который был дан на горе Синай. Отменяет ли этот «закон» тот «Новый Завет», который и был прямым обещанием Бога Аврааму, и таким образом и нам?
Павел возможно был первым израильтянином, который ясно понял роль закона и двух заветов во свете взлетов и падений Израиля, во свете истории этого народа, показывающей плачевные плоды Ветхого Завета. В нескольких простых шагах Павел проясняет галатам эту путаницу: «Благословение Авраама» ожидает каждого, «дабы нам получить обещанного Духа верою» (Галатам 3:14). Ни одна душа здесь не оставлена без этого обещания.
Завещание, или завет, данные кем-то (даже Богом) не могут отменены или изменены после смерти завещателя (стих 15-й). В Божьем «завещании» или «завете» Он пообещал (а затем поклялся в этом торжественной клятвой) дать Аврааму всю землю «во владение вечное» (Бытие 17:8). Это обещание должно быть исполнено только после воскресения мертвых, ибо Авраам никогда не смог бы вступить в это наследство, не имея вечной жизни. А поскольку на «новой земле» может «обитать» только «праведность» (2-е Петра, 3:13, точный перевод), то обещание это должно включать в себя намерение Божье сделать праведными всех, кто верует в Божье обещание. Поэтому Новый Завет представляет собой принципы праведности по вере в своей истинной сути.
Когда мы, люди, заключаем «заветы», они всегда имеют вид контрактов. Вы обязуетесь сделать нечто или не делать чего-то в ответ на обязательство другой стороны сделать, или не сделать чего-то. Но Бог никогда не заключает с людьми таких сделок. Его Новый Завет всегда, на каждом этапе нашего христианского опыта представляет собой одностороннее обещание с Божьей стороны, поскольку и спасение совершается «исключительно Его благодатью», и «всякий дар совершенный, всякое даяние доброе исходит от Отца». Бог ясно сказал, что Его обещание, данное Аврааму и его потомкам (дословно «семени, которое есть Христос»), было дано Христу. Мы не оставлены без участия в этом обещании, но мы имеем в нем участие только когда мы «во Христе», когда мы принимаем это усыновление верою (стих 16-й). Поскольку Бог дал Своё торжественное и полноценное, без всяких изъянов обещание Аврааму (которое Он же и закрепил клятвой), то уже ничто под небесами не могло ни на йоту изменить его или сделать более совершенным. Поэтому провозглашение десяти заповедей с горы Синай спустя 430 лет после Авраама не могло быть неким дополнением Нового Завета. Оно не могло ни на каплю обесценить Божье одностороннее обещание ему (Галатам 3:17) «Ибо если по закону наследство, то уже не по обетованию; но Аврааму Бог даровал [оное] по обетованию» (К Галатам 3:18). Новый Завет не говорит нам, что нам нужно делать. Он говорит нам о том, во что нам нужно поверить.
После этого Павел задает простой и логичный вопрос: почему же Бог провозгласил десять заповедей на горе Синай? Это провозглашение было ужасающим по своей природе и сопровождалось молниями, землетрясением, огнём и смертельной чертой (стих 19-й). Авраама же Богу не приходилось пугать таким образом. Все, что Ему нужно было сделать – записать эти же десять заповедей на сердце Авраама как великую и радостную Благую Весть, после чего Авраам находил свою величайшую радость в послушании Богу. Почему бы не сделать то же самое с Израилем, когда они собрались у горы Синай на своем пути в обетованную землю? Это решило бы все проблемы, которые Израилю приходилось встречать впоследствии.
Павел объясняет причину того, что закон должен был быть записан на камне: «Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому [относится] обетование» (К Галатам 3:19). Слово «дан» в оригинале означает «подчеркнут», «выделен», но не несет идеи о том, что Бог каким-то образом изменил, или отменил Свою волю или Свой путь спасения, открытый Аврааму. Каковы же эти «преступления», которые сделали необходимым это новое «выделение», или «акцент»? Данным преступлением является заключение Ветхого Завета. Прежде, чем мы узнаем в 20-й главе книги Исход об огне и землетрясении на горе Синай, вместе с записью закона на камне, мы читаем в 19-й главе этой же книги о том, что Израиль уже сформировал, или «заключил» с Богом свой «договор», или Ветхий Завет. Они решили заменить своим заветом, или Ветхим Заветом Божий Новый, или Вечный Завет. Эта история весьма любопытна, ибо мы можем самостоятельно проследить это в данных текстах.
Когда народ собрался у горы Синай, Бог повелел Моисею обновить с ними тот же «Новый Завет», или напомнить им те же обещания Бога, которые Бог дал их отцу Аврааму: «так скажи дому Иаковлеву и возвести сынам Израилевым: вы видели, что Я сделал Египтянам, и как Я носил вас [как бы] на орлиных крыльях, и принес вас к Себе; итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов» (Исход 19:3-5).
Бог, говоря «завет мой», имеет ввиду тот же завет, который Он дал Аврааму – Его одностороннее обещание. Он также повелел «хранить завет Мой» (дословный перевод), то есть беречь Его. Еврейский глагол «шамар» - это то же самое слово, которое употребляется в книге Бытие (2:15), где мы читаем о том, что Бог поместил Адама в саду Едемском, чтобы тот «хранил и берег его». Невозможно себе представить и логически объяснить призыв к Адаму «быть послушным» Едемскому саду. Эта словесная формулировка – «хранить завет Мой» означает, что Бог сказал Израилю: «Если вы будете «беречь», или «дорожить» Моим обетованием, данным Аврааму, я возвеличу вас над всеми народами». Когда мы проявляем ту же веру, которую проявлял Авраам, Бога это делает очень счастливым. Также еврейский глагол «шамеа», переведенный как «слушать голоса Моего» в книгах Ветхого Завета переводится как «слушать» 760 раз, как «слышать» 196 раз, а как «слушаться» тоько 81 раз. Коренное значение слова «слушаться» на древнееврейском или древнегреческом языках означает «слушать внимательно» (по-гречески это буквально значит приклонить ухо настолько, чтобы слышать все сказанное, каждый слог. Любой родитель знает, что если вы только уговорите своего ребенка слушать вас, вы уже многого добьетесь в вопросе его послушания.
Таким образом, Господь сказал Израилю: «Если вы будете прислушиваться к Моему голосу и беречь, хранить то обещание, которое Я дал вашему отцу Аврааму, вы будете «особым народом у Меня, превыше всех народов земли»». Вы будете «главою, а не хвостом», и на земле не появятся такие великие и беззаконные империи как Ассирия, Вавилон, Греция, Персия или Рим, которые будут угнетать все человечество, включая вас. Вы будете «над всеми народами». Израиль воплотил бы своей жизнью истины о праведности по вере. «И будете Мне царством священников и народом святым» (стих 6-й). Иерусалимский храм превзошел бы своей славой греческий пантеон.
Но Израиль не уразумел этой вести. Они не пожелали иметь веру Авраама. Погруженные в языческое законническое мышление, они дали напрасное обещание, которого Бог никогда не ожидал ни от них, ни от Авраама – «Все, что Господь повелел – МЫ исполним» (Исход 19:8). Таким образом, они сами создали свой собственный вид отношений с Богом, или Ветхий Завет.
Что Бог мог сделать в этом случае? Оставить их на погибель из-за их неверия, которое только «принимало вид благочестия, силы же его отрекшееся»? Если они не пожелали идти за Ним, смирившись с Его путём, то Ему пришлось смириться с их путем и идти за ними. И таким образом возникла необходимость в долгом и неизбежном обходном пути. Но Павел наконец-то увидел глубокое и фатальное значение этого ветхозаветного обещания, данного людьми. Поэтому он пишет: «Итак закон противен обетованиям Божиим? Никак! Ибо если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона; но Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа. А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того [времени], как надлежало открыться вере. Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою» (К Галатам 3:21-24).
Слово «детоводитель» по гречески звучит как «педагогос», от слова «пейдо», что означает строгую дисциплину. Павел понял, что израильский народ сам заключил свой собственный Ветхий Завет с Богом, добровольно подвергнув себя его же строгости и суровости, которые давлели бы над ними до тех пор, пока они снова, подобно Аврааму, не нашли бы свою свободу в той праведности по вере, которой наслаждался их отец Авраам. Но поскольку они сами заключили такой завет с Богом, то Ему пришлось провести их через последствия их же собственного выбора, чтобы история этого народа открыла тщетность своих обещаний соблюдать Божий закон. Этот закон, записанный на каменных скрижалях, стал для них бременем под названием «должен», нескончаемым обязательством, которое они исполнить не могли, никогда не дающим свободы от греха, но всегда угрожающим наказанием в случае его несоблюдения в совершенстве. И в этом обременительном пути закон был для них тюремщиком, открывающим им их состояние, названное Павлом состоянием «под законом», пока они наконец не пережили бы опыт их отца Авраама, который был оправдан верой, а не своими делами, или «делами закона».
Таким образом, различие между Новым Заветом и Ветхим Заветом обнаруживается вопросом: «От кого исходит обещание?» В Новом Завете оно исходит исключительно от Бога. В ветхом завете его дают люди. И поэтому соблюдение их обещаний зависит от того, кто их дает, то есть от них, что уже заранее обречено на неудачу.
В Новом Завете источником обещаний является твердая Скала. В ветхом завете основанием является зыбкий песок. Наше спасение (как и спасение Израиля) не зависит от наших обещаний, данных Богу (или соблюдения их), но исключительно от нашей веры в Его обещания, данные нам. Вера в Божий Новый Завет, в это обещание освобождает нас от «ига рабства», о котором пишет Павел. Мы уже не служим Богу из-за страха наказания, и даже не из-за надежды на получение какой-то великой награды, будь то даже жизнь вечная. Новый Завет освобождает нас от постоянного ощущения своей несостоятельности, от давящего ощущения слова «должен» («я должен делать больше добрых дел, лучше служить, быть более бескорыстным, изучать Библию больше, отдавать больше», и так далее без конца). Все эти чувства принуждения и давления над самим собой, эта своего рода духовная шизофрения, когда одна часть вашего создания подавляет другую, не понимая, что вы – единое целое, и должны «признать дерево хорошим, и плод его хорошим, или дерево худым, и плод его худым», и что не может «из одного источника исходит сладкая и горькая вода», все эти чувства описаны фразой «вещественные начала мира», потому что они разрушают здоровье, вызывая постоянное беспокойство и чувство вины, которое знакомо всем людям не понаслышке (Галатам 4:3). Кстати говоря, бесплодное чувство вины исходит только от дьявола. Бог дарует не безысходное чувство вины, а дар покаяния, который наоборот, освобождает от вины.
Какое значение эти два завета имеют для нас сегодня?
Суть двух заветов не ограничена рамками времени, поэтому нельзя считать, что люди, живущие в древние времена, автоматически были под Ветхим Заветом, а мы сегодня все живем под Новым Заветом. В ветхозаветное время также были люди, жившие под Новым Заветом (к примеру, Авраам). Так же и мы сегодня можем жить, руководствуясь принципами Ветхого Завета, если не понимаем и не верим в Вечное Евангелие, несущее свободу.
Даже крошечное количество ветхозаветных идей, смешанных с истинным евангелием, может парализовать духовный опыт и привести к Лаодикийской теплоте церкви последнего времени, подобно капле яда, способной сделать смертоносной самое изысканное и вкусное блюдо. Теплота Божьего народа является смесью «горячего» и «холодного», которая вызывает тошноту, и Христос поэтому говорит, что Он близок к тому, чтобы «извергнуть» его из уст Своих (Откровение 3:17, 18). Исцеление же может прийти только через полное восстановление новозаветной «истины евангелия».
Изумительно то, с какой силой идеи Ветхого Завета могут проникать в наше мышление. Даже наши гимны иногда являются этому примером, например этот со словами: «О, Иисус, я пообещал служить Тебе до конца». Однако мы можем изменить этот гимн, превратив его в инструмент Нового Завета, если будем петь: «Я избрал…» и так далее. Доброжелательные учителя могут заводить детей в духовное рабство Ветхого Завета, склоняя их к тому, чтобы давать обещания Богу, чего Бог никогда не требовал от людей. После того, как ребёнок пообещал, а затем по своей забывчивости нарушил свое обещание, тут-то синдром этого «рабства» и развивается, приводя либо к духовному разочарованию (в случае с ребенком со слабой волей), либо к духовному превозношению (в случае с ребенком с сильной волей, который, полагаясь на свои силы, произвел в своей жизни некоторые изменения, и теперь считает, что таким образом он достигает или удостаивается спасения). Родители нередко плачут по своим детям, ушедшим из церкви, достигая этих результатов образа мыслей Ветхого Завета. Многие трагедии имеют своим истоком атмосферу, пропитанную так называемым «христианским опытом» Ветхого Завета.
Покаяние, однако, возможно.
И Авраам, и Сарра оба прошли через разочарование в ветхозаветном образе мыслей. Его брак с Агарь был таким трагическим шагом. Сарра лелеяла обиду на Бога в своем сердце, потому что она не могла иметь ребенка. «Господь заключил чрево моё, чтобы я не рождала детей» - жаловалась она (Бытие 16:2). Её решение было образчиком ветхозаветных идей – усыновить Измаила в качестве своего сына, чтобы таким образом «помочь» Богу исполнить Его же обещание. Наконец, мы читаем в послании к Евреям (11:11) о том, что Сарра имела-таки опыт новозаветного покаяния. Её сердце каким-то образом смягчилось благодатью Божьей. «Верой и сама Сарра зачала…» И, наконец, вера Авраама восторжествовала и достигла совершенства, когда он принес своего сына Исаака, прочувствовав ценность этого наглядного урока, видя, чего стоило небесному Отцу отдать Своего Сына за нас (Бытие 22).
Верно воспринятая, весть Нового Завета является частью того света, которому ещё предстоит «осветить всю землю своей славой» в завершающие часы истории этого мира (Откровение 18:1-4). Эта весть будет сконцентрирована на истинном понимании праведности по вере, которая только и может приготовить Божий народ к последнему времени скорби (Откровение 19:1-14). Многие, услышав эту Благую Весть, пробудятся как от сна. Все Божьи заповеди станут для них несущим силу словом Божьим, которое само творит все то, о чем говорит, и десять заповедей станут десятью драгоценными обетованиями Нового Завета. Ничто уже не сможет помешать им отозваться на последний призыв Божьей благодати: «Выйди из неё (из будницы-Вавилона), народ Мой» (Откровение 18:4).
Чтобы из первых рук бесплатно получать текстовые и аудио варианты этих уроков, обращайтесь по адресу электронной почты, который вы видите на экране.
pavelk1@bk.ru