Вернуться 
назад к меню 
"Комментарии Пола 
Пенно на уроки 
Субботней школы"

Комментарий на урок под названием «Реформы Иосии» из цикла "Иеремия".

 Пастор Пол Пенно.

Перевод, озвучивание и дополнения Кожевникова Павла.

 

Чтобы в числе первых бесплатно получать текстовые и аудио варианты этих уроков, обращайтесь по адресу электронной почты, который вы видите на экране.

 

pavelk1@bk.ru

 

Миллионы адвентистов седьмого дня по всему миру изучают сейчас жизнь царя Иосии, царя, который во всем поступал правильно. Главное внимание мы устремляем на его правление. Можем ли мы провести какие-то параллели между историей правления Иосии и историей вести 1888 года?

         Иосия знал, что царство Давида, которого он был правителем, было уже на краю пропасти; и даже само существование этого народа было всего лишь в миллиметрах от исчезновения, ибо Бог был уже на грани отнятия Своей заботы и защиты от них, оставляя их на милость халдеев-язычников.

         Хелкия первосвященник нашёл книгу Второзакония в Храме, и когда Шафан писец прочел её царю, тот «разорвал одежды свои» (4 Царств 22:8-13). Он был предельно искренним в своих попытках предотвратить национальный крах, приближение которого он уже видел. И он всю свою душу посвятил себя делу покаяния, делая все так, как по его представлениям это было нужно делать. Он всеми силами стремился привести народ к «всенародному покаянию», или, другими словами, к «корпоративному покаянию». Это покаяние началось с царского дворца – достойного места для начинания всякого всенародного или корпоративного покаяния.

         Иеремия надеется на то, что ему уже не придется выплакивать все свои слезы в душевных мучениях и плаче о неосознанном мятеже Божьего народа. Он видел признаки того, что они каются и исправляют свою жизнь, следуя за своим царем (Иеремия 9:1, 2). Но именно в этом и была их проблема – они следовали только за своим царем. Вся история Израиля отмечена тем, что они следовали как за своими добрыми царями (Езекией и Иосией), так и за своими нечестивыми царями (Манассией и Ахавом). Они так никогда и не следовали за самим Господом!

         Эллен Уайт описывает их состояние такими словами: «Зависимость от человека была великим недостатком церкви. Люди бесчестили Бога, отказываясь признать Его всемогущество и достаточность Его личной заботы о них, и они стремились к тому, чтобы полагаться на влияние человека. Таким образом Израиль и потерял свою силу. Народ желал быть таким же, как и другие народы мира, и поэтому просил себе царя. Они желали быть водимыми человеческой властью, которую они могли видеть, нежели жить при божественной теократии, или под опекой невидимой силы, которая всегда вела и направляла их вплоть до того самого дня, и давала им победы в битвах. Они сделали свой собственный выбор, и результаты этого выбора были явлены в разрушении Иерусалима и в рассеянии народа» (Рукопись 159, 1899-й год).

 

         Важность истинного восприятия и преподавания истории.

Каждый любитель библейской истины также озабочен тем, чтобы историки открывали ему эту историю в её истинном свете. Та же озабоченность применима и к истории жизнедеятельности церкви Божьей. Иеремия (8:8) нам показан как пророк, укоряющий иудейское царство в том, что его историки представили историю этого народа в ложном свете, и таким образом обрекли этот народ на разорение. «Как вы можете говорить: "мы мудры, и закон Господень у нас", тогда как лживая трость книжников [и его] превращает в ложь?» (современный перевод). Таким же образом книжники и фарисеи во дни Иисуса искажали историю и таким образом готовили народ к распятию Сына Божьего. Эллен Уайт также предупреждала церковь о том, что «нам нечего бояться будущего, если мы только не забудем тот путь, по которому Господь нас вёл, и (не забудем) Его видение нашей истории» («Избранные вести», том 3, стр 162). Иисус говорит: «Смотрите, чтобы никто не ввел вас в заблуждение» (Матфея 24:4). Позволить себя обмануть означает не только сделать шаг назад на время. Это может привести к фатальным результатам.  

         В наше время, во время великого кризиса дела Божьего по провозглашению евангелия всему миру, особенно важно убедиться в том, что история дел Духа Святого не была «превращена в ложь», как это сделала «лживая трость» историков во время Иеремии. Те, кто ищет чистые факты в истории народа или церкви, не должны отвергаться или лишаться права слова. «Все испытывайте» - советует вдохновенный Духом апостол, и «хорошего держитесь» (1 Фессалоникийцам 5:21). Нашему врачу мы всегда желаем быть осторожным и аккуратным, когда дело касается нашего здоровья; важно также помнить о том, что здоровье церкви напрямую зависит от понимания ею своей истории.

 

         Проявление ветхозаветного неверия.

Внимательный обзор истории Израиля покажет, что ветхозаветное неверие привело их к окончательному разорению. Один царь за другим вели народ вниз по наклонной плоскости. Ни один правитель северного царства никогда не поступал «верно» в очах Господних, хотя Господь умолял их и взывал к ним устами многочисленных пророков и вестников (4 Царств 17:13, 14). И наконец Ассирия положила конец существованию этого народа, рассеяв их среди язычников навсегда.

         В это время Иудейский народ также восставал против Бога с завидным постоянством. Несколько царей этого народа отчаянно пытались предпринять «экстренные меры» к возрождению и реформации, такие как Иосафат, Езекия, и, напоследок, молодой и любимый Иосия. Но Писание показывает нам, что каждый из них всего-навсего пытался провести реформы, опираясь на тот же Ветхий Завет и его идеологию. Новозаветное оправдание верой так никогда и не было открыто. Эти искренние люди пребывали в искреннем невежестве о той вере, которую имел и проявлял Авраам. Проблема была не в том, что эти «реформаторы» имели такую «организацию», которая не желала исправляться. Проблема была в сердечном отчуждении от Бога, которое было присуще и им самим. Иосия был последней надеждой народа. Ревность этого юного царя, его стремление угодить Господу, поражает своим размахом. Но, опять же, в своей искренности он пытался восстановить Ветхий Завет с присущими ему принципами отношений с Богом. «И стал царь на месте своем, и заключил завет пред лицем Господа последовать Господу и соблюдать заповеди Его и откровения Его, и уставы Его, от всего сердца своего и от всей души своей, чтобы выполнить слова завета, написанные в книге сей. И велел царь подтвердить [это] всем находившимся в Иерусалиме и в земле Вениаминовой» (2-я Паралипоменон 34:31,32).

         Царь Иосия основывал свои попытки совершить возрождение и реформацию на стремлении склонить весь народ к тому, чтобы они пообещали Богу «исполнить Его заповеди». Мы читаем: «Потом стал царь на возвышенное место и заключил пред лицем Господним завет - последовать Господу и соблюдать заповеди Его и откровения Его и уставы Его от всего сердца и от всей души, чтобы выполнить слова завета сего, написанные в книге сей. И весь народ вступил в завет» (4-я Царств 23:3).

         Возможно, мы склонны принимать этот почин за истинное возрождение, видя эту искренность и прямоту. Но здесь всего-навсего повторилась та же самая ошибка, которую их предки сделали, когда Бог открывал им Своё обетование вечного завета на горе Синай. Божий завет, который Он желал им дать, был тем же заветом, или обещанием, который Он дал Аврааму. Авраам же уверовал в Божье обещание, чем и предоставил Богу возможность сделать его праведным, или оправдать верою. Сердце Авраама примирилось с Богом. Это примирение было результатом сердечного осознания Божьей любви и благодати. Более того, оправдание верой Авраама должно было стать светом и руководством во всемирной миссии этого народа. «В тебе благословятся все народы земли» - пообещал ему Бог (Бытие 12:3). Авраам же не давал Богу никаких обещаний взамен. Все, что мы видим в качестве ответа с его стороны – это вера в обещание Господа (Бытие 15:6). То обещание Бога и представляет собой Новый Завет.

 

         Перед провозглашением закона на Синае с «громами, молниями», землетрясениями, огнём и смертельной чертой, Господь пытался заново заключить этот же Новый Завет с потомками Своего друга Авраама: «если вы будете слушаться (дословно «слушать») гласа Моего и соблюдать (дословно «хранить», «лелеять») завет Мой (то есть Новый Завет, или обещание, данное Аврааму), то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля» (Исход 19:5). Здесь древнееврейское слово, переведенное как «слушаться» означает «слушать» (шамеа, или шма). Слово, переведенное как «соблюдать» в этом тексте звучит как «шамар». Это же слово в книге Бытие (2:15) означает «лелеять», хранить, высоко ценить, но не обладает прямым значением «исполнять», или «соблюдать». Из всех народов мира этот народ должен был стать «главою, а не хвостом» (Второзаконие 28:13). Но гора Синай была поворотным пунктом в судьбе этого народа, ибо там этот народ отверг Божий Новый Завет оправдания верой. Вместо того, чтобы, подобно Аврааму, смиренно сказать «аминь» в ответ на обещание Бога (древнееврейское слово «верую» звучит как «амен»), народ пообещал Богу целую программу дел послушания и соблюдения Его закона: «И весь народ отвечал единогласно, говоря: все, что сказал Господь, исполним» (Исход 19:8). Это и стало Ветхим Заветом. Народ сам обрек себя на длительный обходной путь, который в конце концов привел их к окончательному и закономерному итогу – распятию своего же Господа, которому они пообещали послушание.

 

         В статье Эллета Ваггонера под названием «Найденная книга закона» в издании «Истина для настоящего времени» за 24 ноября 1898 года (стр. 738, 739) сказано: «Когда книга закона была прочитана перед Иосией, он разорвал одежды свои. Он знал, что народ следовал курсом, весьма отличающимся от заповеданного Богом в найденном документе, и тем самым по праву навлек на самого себя все суды для непокорных, которые там были описаны. Иосия послал вестников, спросить у Господа через Олдаму пророчицу о том, действительно ли все те беды, описанные Моисеем, постигнут иудейское царство. В ответ пришла весть о том, что Гсоподь неизменно исполнит Своё слово, но в этом ответе было отмечено, что суды Божьи постигнут только тех, кто упрямо пребывает в своем нераскаянном состоянии. Иосии же, по причине его чувствительного сердца и смиренного состояния перед Господом, было дано обещание о том, что его глаза не увидят этих бед, и что он свои дни доживет в мире. Такое же сердечное искреннее покаяние со стороны других обеспечило бы и им ту же степень благоволения и прощения. Суды же невозможно было отвратить именно потому, что народ уже не отступит от своих злых путей. Господь уже пытался смирить этот народ страданиями, но они настолько прилепились к своим грехам, что этому народу предстояло пережить полное рассеяние, прежде чем они позволят Богу отделить их от их беззаконий. «Все они - упорные отступники, живут клеветою; это медь и железо, - все они развратители. Раздувальный мех обгорел, свинец истлел от огня: плавильщик плавил напрасно, ибо злые не отделились» (Иеремия 6:28,29)». Конец цитаты из статьи Эллета Ваггонера.

         Пророчица Олдама должна была сказать Иосии печальную весть о том, что уже слишком поздно. Вся эта «реформация» была только фасадом. Окончательное разорение должно состояться. Ветхий Завет, «рождающий в рабство» (Галатам 4:24), должен неизменно привести весь народ к краху, плену и жизни в чужой земле.

 

         Иосия даже превзошел Езекию в своем посвящении Духу Пророчества своих дней, ревностно стараясь исполнить каждую деталь, как это ему представлялось, особенно книгу Второзаконие. Ещё никогда царь не проявлял такого скрупулезного послушания написанному слову. Молодой Иеремия радовался. Бог сказал Иосии через пророчицу Олдаму, что Он оценил его нежное сердце: «…смягчилось сердце твое, и ты смирился пред Господом, услышав то, что Я изрек на место сие и на жителей его, что они будут предметом ужаса и проклятия, и ты разодрал одежды свои, и плакал предо Мною» (4-я Царств 22:19). Здесь явно видны причины и мотивы покаяния Иосии. Главным побудительным мотивом были слова, изреченные против иудейского царства, сообщающие о его упадке и крахе. Вера Иосии основывалась на страхе перед исполнением Божьих предсказаний относительно грядущих бедствий. Этот мотив и представляет собой ветхозаветный мотив целиком и полностью. Вера, основанная на таком страхе никогда не произведет в сердце примирение, или объединение с Богом.

         Олдама пророчествова Иосии о его недолгом царствовании. Бог через эту пророчицу сказал: «За это, вот, Я приложу тебя к отцам твоим, и ты положен будешь в гробницу твою в мире, и не увидят глаза твои всего того бедствия, которое Я наведу на место сие» (4-я Царств 22:20).

         Иосия сполна проявил все возможные идеи и методы внешних изменений. Бог отнёсся с пониманием к его усилиям. Но эти изменения были только косметическими по своей природе. Ни сердце царя, ни сердце его народа не познали действия истинной веры как сердечного понимания Божьей любви, Его самоотдачи, Его жертвы, которая была принесена за их спасение от греха. Придерживаясь такого посвящения записанному Духу Пророчества, Иосия каким-то образом отверг его живое проявление. А проблема была только в том, что этот «духовный дар» подействовал через самый неожиданный канал, который только царь и его народ могли себе представить – через уста того царя, которого они считали погибшим язычником. Египетский фараон Нехао вел свою армию на войну с растущей мощью Вавилона. Иосия посчитал своим долгом напасть на него. Разве Моисей в Духе Пророчества тех дней не велел Израилю изгонять язычников? Однако ревностный царь не смог различить голос того же Духа, которого он должен был познавать, читая Дух Пророчества его дней. Этот же Дух должен был ему открыть намерения Божьи о фараоне Нехао. Он предупреждал Иосию: «… не противься Богу, Который со мною, чтоб Он не погубил тебя» (2-я Паралипоменон 35:21). Автор этой книги пишет, что царь «не послушал слов Нехао от лица Божьего». И Господь был вынужден позволить молодому царю умереть от своих боевых ранений (стихи 22-24). Сердце Иеремии было разбито, ибо возрождение, начатое Иосией, прекратилось с его преждевременной смертью. И начиная с тех дней, положение становилось все хуже и хуже.

 

         Слепота Иосии повторяется.

Можем ли мы как церковь Адвентистов Седьмого Дня, подобно Иосии, считать себя в высшей степени верными Духу Пророчества, отвергая в то же самое время его живое проявление? Так и случилось в 1888-м году. Наши братья пошли по следам Иосии. Отвергая «самую драгоценную весть», «посланную с небес», они обосновывали это своей верностью свидетельствам Эллен Уайт, отвергая при этом живую весть от Господа. Смотрите к примеру, письма Урии Смита и Джорджа Батлера к Эллен Уайт за 17 февраля 1890 года и 24 сентября 1892 года (Рукописи и воспоминания о Миннеаполисе в 1888-м году, стр. 152-157, 206-212). Господь посылал Израилю не только «пророков», но и «вестников» (2 Паралипоменон 36:16).

         Не повторяем ли мы ветхозаветные по сути попытки произвести возрождение и реформацию? Здравые размышления наталкивают нас на ответ: как единое тело мы погружены в еще более глубокое состояние «теплоты», чем это было более ста лет назад. Когда «мы» «в великой степени» и «в большой мере», выражаясь словами вестницы Господней, отвергли эту «самую драгоценную» истину Нового Завета, посланную нам в эпоху 1888 года, «мы» обрекли себя на многолетний обходной путь, как это сделал и древний Израиль на Синае (смотри письмо 184 Эллен Уайт от 1901-го года, а также книгу «Евангелизм», стр. 696).

 

         Главной целью противления лидеров вести 1888 года был опыт веры Нового Завета. Противясь Джоунсу и Ваггонеру, они предпочли придерживаться главных принципов Ветхого Завета. Эллен Уайт было показано в видении, что эти уважаемые лидеры напрасно тратили свое время, пытаясь продвигать взгляды, противоположные идеям Ваггонера, ибо ей было показано, что он был прав (смотри письма Эллен Уайт № 30, 59 за 1890-й год).

         Идеи и принципы Ветхого Завета продолжали доминировать в нашем опыте. Наши попытки совершить возрождение и реформацию повторяли опыт и образец реформ в древнем Израиле, включая времена Ездры и Неемии. Мы как церковное тело ещё не открыли для себя Новый Завет, который «мы» в большой степени отвергли столетие назад. Кто может оценить те замешательства и трагические отступничества, которые постигли нас по причине неудовлетворенного голода внутри церкви (и в мире), который может восполнить только это «самое драгоценное» евангелие? Вспоминая Озу, который неуважительно схватил священный ковчег, Эллен Уайт в 1890-м году умоляла братьев: «Уберите руки от ковчега Божьего, и позвольте Духу Божьему прийти и действовать Своей могущественной силой» (Эллен Уайт. Материалы 1888 года, стр. 543). Это маленькое слово – «позвольте» - означает, что Дух Святой жаждет совершить Свою работу. Когда эта весть Нового Завета будет извлечена из архивной пыли, Он может накормить ею как небесной манной наш голодающий мир.

         Один из обращенных в христианство евреев сравнил проблему своего народа с фермером, ведущим свою лошадь с телегой в город вверх по дороге. От телеги отпадает и теряется колесо. Где он будет его искать: впереди, или сзади, там, где оно отпало? Если евреи должны обнаружить то, что потеряли, вернувшись на две тысячи лет назад, то неужели для нас будет слишком унизительным вернуться за утерянными истинами всего лишь на столетие назад? Возврат к тому месту, где от телеги отпало колесо, будет единственной надеждой фермера, не правда ли?

 

         Что же пошло не так?

Семена отступления начали прорастать еще в древности, когда Израиль выходил из Египта. На всенародном голосовании они отвергли Божий Новый Завет, и учредили свой Ветхий Завет (Исход 19:1-8). И с тех пор их жизнью управлял ветхий завет до самой горы Голгофы.

         Молитва Соломона при посвящении храма (2-я Царств, 8-я глава) была литанией, умоляющей Бога «услышать с небес и простить» постоянное, непрекращающееся отступничество Израиля. И эти результаты должны были появиться, потому что они уже были запрограммированы. Разве церковь не может поступить по такому же образцу в эти последние дни? Да, может, и будет так поступать, если Новому Завету не будет позволено заменить ветхий Завет (Галатам4:24). Но Божья Благая Весть, Его обещание заключается в том, что он дарует Своей церкви покаяние всех веков, которое восстановит Новый Завет в их сердцах (Захария 12:10-13:1; Иеремия 31:31-37; Евреям 8). А сейчас Божья честь и имя подвергаются нападкам и сомнению. Опыт древнего Израиля освещает опыт современного Израиля. Его фатальный выбор был началом долгого блуждания, который должен был после многих столетий наконец привести Божий народ обратно к оправданию верой, которое пережил Авраам. Но мы не видим никаких признаков того, что какой-то царь после Давида понял эту суть. Возможно Павел был первым, кто распознал цель долгого обходного странствования древнего Израиля – привести их наконец к тому же Новому Завету, который был дан Аврааму: «Закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою» (К Галатам 3:24)

         Даже сам способ провозглашения закона на Синае в 20-й главе книги Исход был следствием и результатом их духа, проявившегося в заключении ими Ветхого Завета. Разве Богу нужно было пугать Авраама таким страшным способом? – Нет. Он просто записал Свой закон в сердце своего друга. Но на Синае, Он, наоборот, должен был написать его на каменных скрижалях! И даже святилище с его уставами было снисхождением со стороны Бога к неверию этого народа, потому что Павел пишет, что Ветхий Завет требовал «земного святилища» (Евреям 9:1). «Постройте его, - сказал Господь, - «дабы мне пребывать среди них», поскольку из-за их ветхозаветного неверия Он не мог пребывать в них так, как Он этого хотел (Исход 25:8). Левитское церемониальное служение с его реками крови, которая никогда не приносила Господу «удовольствия» (Исаии 1:11-14), было дано им в результате неверия народа (смотри также Иеремии 6:20, 7:22; Амос 5:21-27).

 

         Божье одностороннее обещание.

Это не холодное безжизненное богословие, доступное только для теологов, а согревающая сердце простая истина для «обычных людей», которые всегда слушали Иисуса «с радостью». Новый Завет – это Божье одностороннее обещание записать Свой святой закон на наших греховных сердцах. Это обещание дать нам вечное спасение как свободный дар «во Христе». Ветхий же Завет, наоборот, пустое обещание народа быть послушным, основанное на их эгоцентричной озабоченности. Павел имел достаточно проницательности, чтобы увидеть, что этот завет «рождает в рабство». Духовные проблемы миллионов искренних людей являются результатом преподавания им ветхозаветных принципов в церкви, особенно в детстве и юности. Новозаветная же истина должна будет ещё «осветить весь мир своей славой». Но даже сейчас она уже снимает тяжких груз сомнений и отчаяния с сердец многих людей.

Быть «под законом» означает быть движимым страхом (Галатам 3; 4:21). Ветхий Завет был заключен на горе Синай самодовольным Израилем, когда они дали своё напрасное обещание сделать всё так, как нужно (Исход 19:8). Бог не просил их давать это обещание. Обещание апостола Петра никогда не предавать Господа было таким же обещанием, что и данное на горе Синай (Исход 19:8, Марка 14:29-31). Этот небольшой эпизод в истории Израиля стал определяющим всю его тысячелетнюю историю, а также отразился на противостоянии между искренними христианами в последние столетия.

Бог дал Аврааму аж семь великих обещаний (Бытие 12:2, 3); однако Он не просил его давать Ему обещания в ответ (попробуйте найти это в Библии). Бог радовался детскому доверию и посвящению Авраама (Бытие 15:5,6), которое не проистекало ни от одного напрасного обещания с его стороны. Божье обещание было односторонним (Бытие 15:9-17).

         Закон, записанный на камне и данный спустя 430 лет, не упразднял Его обещание; он стал нашим «детоводителем», чтобы привести нас через наш долгий путь многих столетий обратно к опыту Авраама, чтобы нам оправдаться верою. Павел, пожалуй, был первым апостолом, который увидел это предельно ясно (Галатам 3:23-26.) Авраам стал «отцом всех верующих» (Римлянам 4:1, 11-13). Именно здесь дело касается и нас самих. Дорогой Господь в Своей великой милости послал самую драгоценную весть Нового Завета – евангельскую истину в конце девятнадцатого века; но эта истина так ещё и не была глубоко понята. Многие жаждут услышать эту истину. Всякого рода духовные «оковы», или виды рабства стали результатом этого голода по истине Нового Завета. Иисус обращается к лидерам всех уровней последней церкви в Лаодикии: «Поэтому будь ревностен, и покайся» (Откровение 3:19). Надежда есть!

         Все, кто пытается соблюдать Божьи заповеди потому, что движимы страхом, называются в Библии людьми, пребывающими «под законом», но не «под благодатью». Мотив страха уже многие века был широко распространен и очень влиятелен. Он часто стоял у истоков великих, как казалось, попыток возрождения и реформации. Но может ли он поддержать Божий народ во время последних испытаний, связанных с начертанием зверя? Является ли он истинным основанием Божьей вести последних дней? «Самая драгоценная весть» 1888 года открывает мотив благодати, и играет здесь важнейшую роль. Эта «трехангельская весть в своей истинной сути» является лучшей Благой Вестью, которую мир когда-либо слышал. Но, пожалуй большинство адвентистов и по сей день верят осознанно или подсознательно в то, что мотив страха – самый лучший и мощный инструмент в религиозной жизни.

         Мотив страха может произвести временные изменения, перемены в образе жизни, реформы, но мотив ветхозаветного страха никогда не сможет приготовить народ к переселению во время второго пришествия Иисуса, когда «Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе» (1-е Фессалоникийцам 4:16,17). Поэтому нам нужен более надежный и истинный мотив, чем страх.

         Какова же «влекущая сила» Христовой любви Агапе, которая делает невозможным жизнь для себя тех, кто постиг эту любовь и осознал ту цену, которую Сын Божий заплатил для его спасения? Почему таковые «уже не для себя» живут, а для Того, Кто умер за них и воскрес (2 Коринфянам 5:14, 15)? Ведь служить Господу Иисусу – это не бремя. Ни одна жертва для Него не приводит к «унынию» (1-е Иоанна 5:3). Все дело в Благой Вести, или в «истине для настоящего времени».

         Дух Святой сейчас в каждом народе и культуре готовит «остаток», который победит старые эгоцентричные мотивы самоправедности, и примет в свои сердца радостные и новые мотивы благодати. Кто эти люди? – Это те, кто представлен в пророчестве о 144-х тысячах, которые благодатью Божьей «не имеют лукавства», которые «следуют за Агнцем (распятым Христом), куда бы Он ни пошёл» (Откровение 14:1-5). Можем ли мы с вами войти в это число? –Да, благодаря несравненной благодати нашего Спасителя, Иисуса Христа. Будем же благодарны Ему за то, что время благодати ещё не окончилось.

 

 

Чтобы из первых рук бесплатно получать текстовые и аудио варианты этих уроков, обращайтесь по адресу электронной почты, который вы видите на экране.

 

pavelk1@bk.ru