Вернуться назад к меню "Комментарии Пола Пенно на уроки Субботней школы" |
Комментарий на урок под названием
«Иисус сочувствовал»
из цикла "Роль церкви в жизни общества".
Избранные мысли пастора Пола Пенно
с использованием трудов Эллен Уайт,
Эллета Ваггонера и Алонзо Джоунса.
Перевод и дополнения Кожевникова Павла.
Чтобы из первых рук бесплатно получать текстовые и аудио варианты этих уроков сразу после их выпуска, обращайтесь по адресу электронной почты, который вы видите на экране.
pavelk1@bk.ru
pavelk1@bk.ru
Поддержки хватило на этот урок. Благодарим Бога и всех, кто участвует в этом проекте, во-первых, молитвой, во-вторых, словами признания и поддержки, в-третьих, разумными советами, а также и другими видами участия.
Комментарий пастора северокалифорнийской конференции Пола Пенно:
Сочувствие тесно вплетено во все служение Иисуса. Мы знаем, что Он является Господом всякого сострадания. Видя страдающих людей (например, прокаженных) Он был «движим состраданием» (От Марка 1:40, перевод короля Иакова). Смотря на вдову из города Наин, оплакивающую смерть своего единственного сына, «Он сжалился над нею» (От Луки 7:13). Встречая толпы обездоленных беспомощных людей Он снова «сжалился над ними» (От Матфея 9:36). Религия Христа была не просто религией ума, а также и религией сердца. Даже умер Он от разрыва сердца, а не от физических страданий.
Чувствуем ли мы в своих сердцах подобное сочувствие к другим людям? Ощущаем ли мы в глубине своего существа христово сострадание к погибающему человечеству?
Писание очень тесно связывает слово «утешение» со словами «Иисус» и «Дух Святой» (1-е Иоанна 2:1; От Иоанна 14:16). Оба названы Утешителями, как показано в значении греческого слова «параклетос». «Пара» означает «рядом», а «клетос» означает «призванный». Утешитель – это тот, кто приходит, чтобы быть рядом с нами. Христос Духом Святым присутствует рядом с нами, и Он никогда не покинет и не оставит нас, всегда будет рядом, чтобы ободрять, вдохновлять и укреплять. Так и Дух Святой призван прийти к вам, и никогда, никогда вас уже не оставлять. Уверовать в это всем сердцем означает навсегда сохранить себя от депрессии, которая сегодня подавляет жизненные силы множества людей.
Когда Иисус увидел двух учеников на дороге в Еммаус, Он «приблизился к ним», чтобы присоединиться к ним в их путешествии. Пример того, как Он действует, показан в книге Исаии (30:21): «и уши твои будут слышать слово, говорящее позади тебя: "вот путь, идите по нему", если бы вы уклонились направо и если бы вы уклонились налево». Смотря на свою жизнь пристально, мы можем убедиться в том, что все наши ошибки были допущены нами по той причине, что мы не слушали это «слово».
Наша задача – слушать Его, направлять свое внимание, позволить Богу руководить нами, отзываться на Его влечение. Когда Он убеждает нас в наших грехах, наша задача – сделать выбор согласиться с Его обличениями и сказать: «Благодарю Тебя, Господи. Я соглашаюсь с тем, что Ты мне говоришь и с радостью оставляю грех». В противном случае, если мы сопротивляемся Ему, мы сами упорно идем к собственной погибели. Нет другого способа погибнуть для вечности, кроме как упорно и настойчиво идти к своей собственной погибели.
Весть 1888 года делает особый акцент на том, что Бог гораздо больше желает нашего спасения, чем мы думаем. Очищение небесного святилища – работа нашего Первосвященника, а не наша работа. Наше же сотрудничество с Ним в этом деле заключается в том, чтобы позволить Ему эту работу совершить.
Иисус сочувствовал людям, и главное Свое внимание Он уделял не людям вообще, а конкретным отдельно взятым людям. По всей видимости Он не считал такое персональное внимание и такое обильное персональное служение напрасной тратой времени. Как соль гранула за гранулой растворяется в пище, так и Он проявлял Свое сочувствие к людям, достигая их сердец в личном общении с ними «один на один». Посмотрите на Него, когда он общается и проявляет Свое сочувствие к блудницам, ворам, слепым, вдовам, матерям, детям, юношам, женщине-самарянке, и так далее. Этот список можно продолжать бесконечно. Эллен Уайт в книге «Свидетельства для церкви» (том 6, стр. 115) пишет: «Работа Христа состояла главным образом из личного общения. Он был постоянно предан Своему главному приоритету - общению один на один».
Часто мы чувствуем нежелание общаться с людьми индивидуально. Они ведь могут изливать на нас свои проблемы. К тому же это связано с определенными рисками и с затратами времени и даже средств. Эллен Уайт также называет «наивысшей важности миссионерским трудом» те «персональные усилия» в стремлении заводить знакомства с теми, кто находится вокруг нас. Цитирую: «Посещая людей, общаясь с ними, молясь, проявляя сочувствие к ним, вы и завоевываете души» (там же, том 9, стр. 41).
В другой книге этот же автор пишет: «В христоподобном сочувствии нам следует сближаться с людьми лично», ибо «там, где логика не убедит и аргументы будут бессильными, любовь Христа, открытая в личном служении, может смягчить каменное сердце» («Наглядные уроки Христа», стр. 57).
Церковная община должна быть таким местом, где мы в изобилии находили бы любовь и сочувствие. Христос как наш Образец показывал Свое сочувствие к людям, и Его пример должен наполнить, как нашу повседневную жизнь, так и нашу церковную жизнь.
Дополнение Кожевникова Павла из книги «Желание веков» (стр. 86): «Христос видел, что институт религии огражден от людей высокими стенами обособленности как слишком священная сфера для повседневной жизни… Эти стены разделения Он ломал. В Своем общении с людьми Он НЕ СПРАШИВАЛ У НИХ: «ВО ЧТО ТЫ ВЕРИШЬ? К КАКОЙ ЦЕРКВИ ТЫ ПРИНАДЛЕЖИШЬ?» Вместо того, чтобы ограждать Себя жизнью отшельника, чтобы продемонстрировать Свой небесный характер, Он ревностно трудился для людей… Он учил тому, что чистая и неоскверненная религия относится не только к определенным дням и отдельным событиям. Во все времена и во всех местах Он проявлял ЛЮБЯЩИЙ ИНТЕРЕС к людям, и распространял вокруг Себя свет РАДОСТНОЙ НАБОЖНОСТИ». Конец цитаты.
Люди, знающие нас, должны понимать, что на земле есть те, кто воистину подражает Христу в конкретных ощутимых делах и опытах. Хотя без благодати Христа это было бы невозможно, тем не менее, Иисус как наш высший Образец может показать нам, как это действует.
«Тот, кто принял на Себя человеческую природу, знает, как сочувствовать страданиям человечества. Христос не только знает каждую душу, и конкретные нужды и испытания этой души, но знает также и все обстоятельства, которые досаждают и смущают дух этого человека» («Служение исцеления», стр. 249). «Найдут ли люди в нас тепло и сострадание, прибежище от холода и жестокости, преобладающих среди людей повсюду? Понимаем ли мы, что «бесчеловечное отношение человека к человеку» является нашим величайшим грехом» (тамже, стр. 163).
В нашем равнодушном мире люди отчаянно нуждаются в сочувствующем сердце Христа. Что отделяет истинных христиан от остальных, так это истинное сострадание к окружающим. «Истинное сочувствие между людьми будет признаком, отличающим тех, кто любит и боится Бога, от тех, кто даже не интересуется Его законом» (Медицинское служение, стр. 251).
Каким вы себя считаете в своих собственных глазах? Считаете ли вы себя одной из тех 99-ти овец, которые никогда не уходили от Пастыря? Возможно, у вас были хорошие родители, и вы ходили в церковь всю свою жизнь, никогда не совершали уголовных преступлений, не отбывали наказание, были добропорядочным гражданином с самого детства? Возможно вы, подобно фарисею из притчи в евангелии от Луки (18:10-14), считаете себя достаточно смиренным, достаточно добрым и благодарным, достаточно порядочным, достаточно праведным, чтобы благодарить Бога за то, что вы не таков, как прочие люди, блуждающие во тьме, особенно те, кто находятся на самом дне общества, совершая самые низкие преступления, совершенно отчуждены от Бога всю свою жизнь. Я здесь пытаюсь совместить две притчи. Это не всегда приносит пользу, но как насчет другой притчи, притчи о потерянном сыне, блудном сыне? Кем вы себя считаете? Исполнительным послушным сыном, который никогда не подвергал угрозе свою жизнь и безопасность, никогда не должен был кормить свиней, никогда не оставлял дома? Поймите меня правильно. Я не рекомендую поступать так, как поступал блудный сын. Я просто хочу задать вопрос: Знаете ли вы, как сочувствовать, другими словами, выражать свое понимание людям, проходящим через весь этот горький опыт, потратившим свою жизнь и здоровье на никчемные цели, потерявшим радость общения с Богом и святыми, заблудившимся во тьме нашего мрачного мира? Иисус имеет особое сострадание для людей, растративших свою жизнь на пустое и наполнив свои сердца горечью. Такие люди являются объектами Его особенного сочувствия. Именно таких людей Он пришел спасти. Бедный мытарь, бьющий себя в грудь, и не осмеливающийся даже поднять свои глаза к небесам, молящийся Богу: «Будь милостив ко мне, грешнику!», пошел домой оправданным, или, другими словами, принятым Богом, праведным перед Ним. Почему Иисус имеет особое сострадание к таким людям? На этот вопрос есть один ключевой ответ: Потому что Он покаялся за них. Он принял их природу, Он был искушаем также, как и они искушаемы. Он стал их Первосвященником (Евреям 2:14-18). И теперь Он приглашает нас разделить Его любовь и сочувствие ко всем грешникам мира, ко всем блудным сыновьям, пасущим свиней, ко всем мытарям, взывающим к милости. И когда вы начинаете делиться Его сочувствием, ваша жизнь начинает излучать подлинную радость. К счастью,
Библия не содержит учения о вечно горящем аде, где погибающие корчатся в муках непрекращающегося наказания. Если вы и я будем счастливо жить в Новом Иерусалиме, как мы сможем совместить свое счастье с осознанием того, что кто-то в это же время находится в такой агонии? Если бы такое было и в самом деле, то мы, как любящие и сострадательные дети Христовы, имея Его сочувствие, отправились бы к этим людям в самый ад, чтобы разделить с ними их страдания. Да и вся вселенная разделила бы с ними этот ад, потому что не осталось бы ни одного уголка в святой и праведной вселенной, где бы святые существа не разделяли бы эти мучения, имея сострадание Христа. Разве это не было бы жестоко с нашей стороны, если бы мы закрылись в своем «раю», и забыли о них, наслаждаясь своим эгоистичным «небесным» счастьем. Современные технологии помещают нас в прямое присутствие всемирной агонии человеческих страданий. Многие люди уже фактически находятся в аду (или в своем «времени скорби»), как, например, царь Давид после своего двойного греха прелюбодеяния и убийства. Его сердечная боль была почти предсмертной: «Избавь меня от кровей, о Боже!» (Псалтирь 50:14). «Когда я молчал, обветшали кости мои от вседневного стенания моего, ибо день и ночь тяготела надо мною рука Твоя… Из глубины взываю к Тебе, Господи» (Псалтирь 31:3,4; 129:1).
Во Христе Бог стал одним из нас, приняв на Себя ту же самую «кровную вину», ибо на Своем кресте Он «стал грехом за нас, не зная греха» (2-е Коринфянам 5:21). Наблюдая за страданиями множества людей на Ближнем Востоке, Африке, и других местах мы не можем не вспоминать библейскую истину о Божьем последнем Дне Искупления. Именно сейчас «настал час суда Его», когда «седьмой ангел трубит» в свою трубу (Откровение 14:7; 11:15). Бог чувствует на Себе всю эту агонию ада; но теперь мы можем, взирая на Него в Его святилище, чувствовать, по крайней мере хоть немного того, что чувствует Он. Чем ближе мы к Нему (или, чем ближе мы позволяем Ему приближаться к нам), тем больше мы чувствуем сочувствие к Нему, а также ко всем нашим страдающим братьям. Жить в этот День Искупления и отвергать свою близкую связь с Ним и другими людьми означает грешить. Но разделять с Ним Его участие в агонии мира ещё недостаточно. Мы призваны разделить с Ним ещё и радость Его спасения (о чем молился Давид в 50-м псалме). Это значит, что сама наша жизнь в какой-то день озаряется пониманием и излучением той особой «истины евангелия», которая особым образом отличает этот великий День Искупления. Мы также разделяем с Ним и радость нашего Спасителя от проповеди Его Благой Вести!
Возможно ли нам, себялюбивым людям, которые всю жизнь были погружены в преследование каких-то тривиальных эгоистичных интересов, найти более широкую перспективу – истинное сердечное единство с Агнцем Божьим?
Как обрести истинное сердечнее единство с Иисусом? Может ли это единение превзойти как наш страх перед погибелью и эгоистичную надежду на небесную награду? Это и будет той зрелой верой, к которой нас и призывает Бог.
Эллен Уайт признала, что весть Миннеаполиса как весть о «гораздо более преизобилующей благодати» была «вестью третьего ангела в своей истинной сущности», «началом» действия того могущественного ангела из 18-й главы книги Откровение (смотри «Ревью энд Геральд» за 22 ноября 1892 года). Большую часть 160-ти летней истории нашей церкви «мы» были склонны видеть в трехангельской вести одни только требования и призывы, опирающиеся на страх и эгоистичные мотивы. «Если не хочешь погибнуть, то потрудись исполнить все требования!» - таким был девиз восприятия этой вести в двух словах.
Да, в Божьей последней вести предостережения есть определенный элемент торжественности и серьезности. Но «маленькая леди, которая любила Иисуса» распознав в этой вести «начало» «громкого клича», также увидела, что мотивы проповеди трехангельской вести, опирающиеся на страх, превосходятся проповедью «преизобилующей благодати». Предостережение против начертания зверя на самом деле представляет собой Благую Весть, которой Господь желает осчастливить наши сердца, что и будет принятием печати Божьей. Отсюда и главный призыв и стремление этой вести – перестать сопротивляться этой постоянно действующей благодати. Позволим Христу сделать то, что Он больше всего желает сделать – спасти всех, «даже до края земли».
Заметки Кожевникова Павла.
Название урока – «Иисус показывал сочувствие». Иисус сочувствовал. Ему не нужно было ничего показывать. Сочувствие Христа не нуждается в том, чтобы его показывать. Есть определенный вид «сочувствия», или «снисхождения», даже у христиан, который далек от сострадания Христа. Люди нуждаются в понимании, а мы часто вместо того, чтобы понять, «снисходим» к ним с высоты нашего более высокого, более праведного положения по сравнению с их состоянием и ситуацией. Что может исцелить это холодное безжизненное «снисхождение»? Исцелить его может только правда. А правда заключается в том, что наше более выгодное положение и более высокое состояние дано нам исключительно благодатью Христа, и что дьявол в состоянии всего лишь за несколько дней превратить самого высоконравственного человека на земле в самый низкий отброс общества, если только Бог позволит ему это сделать. Правда состоит также в том, что в определенных обстоятельствах и условиях каждый из нас способен на самые тяжкие грехи, от которых мы приходим в ужас, смотря передачи новостей, потому что все мы имеем одну и ту же природу падшего Адама. Тот, кто примет эту правду сможет понять грешника.
Глубокое утверждение мы находим в Духе Пророчества: «Небеса отмечают даже те грехи, которые мы СОВЕРШИЛИ БЫ, имея соответствующую возможность и обстоятельства».
В книге «Путь ко Христу» мы читаем: «Каждое мгновение нашей жизни мы испытываем на себе благословения Его благодати, и по этой самой причине не можем полностью осознать, из какой глубины невежества и горя мы извлечены».
Пастор Джерри Финнеман, размышляя над темами наших уроков, напоминает нам о том, что Бог во все века и всем существам желает только добра, потому что «Бог есть любовь Агапе». Кто-то считает, что если бы это было так, то Бог никогда не смог бы покончить с грехом во вселенной. Многие сегодня считают, что Бог должен сделать какое-то исключение или перерыв в Своем желании делать всем одно лишь добро, хотя бы на время суда над нераскаявшимися грешниками и уничтожения безбожников. Как же учение о том, что «Бог есть любовь Агапе» гармонирует с учением о вечной погибели тех, кто не примет Его любви? Разве из-за желания добра Бог будет отнимать жизнь у тех, кто непригоден для вечной жизни? Эти вопросы подвергают испытанию сам характер Бога, и они должны получить правдивые ответы.
Священное Писание не молчит по этому поводу.
«а согрешающий против меня (говорит Божья мудрость) наносит вред душе своей: все ненавидящие меня любят смерть» (Притчи 8:36).
«Праведность [ведет] к жизни, а стремящийся к злу [стремится] к смерти своей» (Притчи 11:19).
В этих текстах открывается правда о том, что человек, предающийся греху, на самом деле все больше и больше отвращается от жизни в ее единственно подлинной значимости.
Но истина о том, что нечестивые сами будут желать своей смерти, кажется неправдоподобной. Спрашивая сегодня у любого грешника о его желании жить вечно, мы получим утвердительный ответ. Кто не желает жить вечно? Почему эта истина кажется неправдоподобной? Потому что ни один грешник еще не оставался наедине с самим собой, без благодати Христовой, поминутно прощающей и сохраняющей его от того потока зла, эгоизма и греха, исходящего из его же собственного сердца. Сегодня Иисус «берет на Себя грех мира». Сегодня наш Первосвященник без нашего разрешения направляет поток зла из нашего сердца, «который изнутри исходит и оскверняет человека» на Себя Самого. Вот почему люди в невозрожденном состоянии думают, что хотят жить вечно. Они еще не знают, что такое остаться наедине с самим собой, таким какой ты есть, потому что людям вменена праведность Христа вместо того потока зла, который, возвращаясь на нас, вызвал бы в нас такое отвращение к себе самим, что мы всем сердцем пожелали бы смерти. В книгах Ветхого Завета часто встречается фраза «и не понесет на себе греха своего». Таким образом образы Ветхого Завета указывают на эту истину. Поэтому сострадание и любовь Божья вполне совместимы с погибелью нечестивых. Об этом мы читаем в книге «Путь ко Христу» (стр. 17): «Не по своему своевольному решению Бог не допустит грешников на небеса. Они сами исключают себя из этого общества посредством своей непригодности к нему… Они с радостью предпочтут уничтожение, только бы скрыться от лица своего Искупителя, умершего ради их спасения… Небеса были бы для них МЕСТОМ ПЫТКИ, они жаждали бы возможности скрыться от Того, кто является их светом, и центром их радости».
Такое истинное представление о характере Бога и спасении сближает нас с Творцом. Мы же уже не поклоняемся Богу, который «когда это нужно» проявляет любовь, а «когда нужно» - ненависть, месть или справедливость без милости. Даже уничтожение нечестивых является актом любви со стороны Творца, и совершится исключительно по их же собственному желанию и настойчивой просьбе, и поэтому мы поклоняемся Богу любви.
Чтобы из первых рук бесплатно получать текстовые и аудио варианты этих уроков сразу после их выпуска, обращайтесь по адресу электронной почты, который вы видите на экране.
pavelk1@bk.ru
Поддержки хватило на этот урок. Благодарим Бога и всех, кто участвует в этом проекте, во-первых, молитвой, во-вторых, словами признания и поддержки, в-третьих, разумными советами, а также и другими видами участия.