Вернуться назад к меню
"Комментарии Пола Пенно
на уроки Субботней школы"
"Комментарии Пола Пенно
на уроки Субботней школы"
Комментарий на урок под названием
«Справедливость и милость Ветхого Завета. Часть 1-я»
из цикла "Роль церкви в жизни общества".
Избранные мысли пастора Пола Пенно с использованием трудов Эллен Уайт, Эллета Ваггонера и Алонзо Джоунса.
Перевод и дополнения Кожевникова Павла.
Перевод и дополнения Кожевникова Павла.
Чтобы из первых рук бесплатно получать текстовые и аудио варианты этих уроков сразу после их выпуска, обращайтесь по адресу электронной почты, который вы видите на экране.
pavelk1@bk.ru
Поддержки хватило на этот и еще один урок. Благодарим Бога и всех, кто участвует в этом проекте, во-первых, молитвой, во-вторых, словами признания и поддержки, в-третьих, разумными советами, а также и другими видами участия.
Комментарий Пола Пенно, пастора северокалифорнийской конференции:
Журнал «Нэшонел Джеографик» показывает плачевное положение огромного количества людей в касте «неприкасаемых» в Индии. Несмотря на то, что конституция Индии запрещает практику «непрекасаемости» (Ганди все-таки не удалось устранить это явление как таковое), все же религиозные верования индуизма настолько сильны, что страшное социальное угнетение продолжает существовать. Близок ли Иисус к «неприкасаемым»?
В это же время Библия говорит нам о том, что ложные религиозные идеи «Вавилона» делают народы мира пьяными. Последний суд будет строгим над теми, кто исповедовал христианство, и все же поощрял эгоистичное угнетение на протяжении многих веков: «В ней найдены кровь… всех убитых на земле» (Откровение 18:24).
За 240 лет с момента декларации нашей «независимости» Соединенные Штаты достигли силы и престижа мировой империи. Бывший президент открыто назвал эту страну «возрожденной Римской Империей». Но хвалясь своей политической и военной мощью, нам нужно помнить о том, что именно послужило «упадку и краху Римской империи».
Эта страна сначала состояла из угнетенных представителей народа Божьего, ищущих землю, где они могли поклоняться Богу в чистоте и свободе совести. Историк Джордж Банкрофт пишет, что «можно было целыми годами жить в пуританском поселении, и ни разу не увидеть пьяницу, услышать сквернословие, или встретить нищего». Эта земля была пропитана серьезным смыслом для того, чтобы жить по принципам библейской праведности. Слабые и изолированные колонии выросли в конфедерацию сильных штатов; теперь эта страна стала изюминкой всемирной истории. Она стала землей возможностей. Миллионы людей желают приехать в Америку и начать здесь новую жизнь.
Эти принципы праведности, христианской свободы совести, как и гражданской свободы, привели к огромному экономическому процветанию. В песнях воспевалась эта земля пилигримов, в которой царит свобода и закон.
Теперь же все заражены идеями о том, что у Америки появилось множество врагов. Но если мы будем верно придерживаться к всемирно признанным принципам нашей же конституции, мы можем завоевать и удержать уважение этих же врагов. Признание всеобщей греховности уже не редкость среди народов земли. Молитва поэта отражает истину: «Бог сопровождал каждый твой шаг». Как народ, мы должны взыскать этого «сопровождения». Всеобщая гордость и надменность вредила Америке сильнее всего в последние два столетия. Нравственность и скромность была бы более эффективной защитой от ужасов терроризма, чем любая военная сила.
Сын Божий отождествляет Себя самого с бедными и угнетенными людьми по всему миру, независимо от того, понимают они евангелие, или нет. Нам возможно не под силу поменять все правительства и парламенты, чтобы исправить работу государства, но мы можем возвещать всем угнетенным земли о Сыне Божьем, который переживает вместе с бедными и обездоленными все их лишения. Об этом также полезно помнить перед тем, как мы собираемся потратить свои деньги на какую-то роскошь и излишество.
Назначение юбилейного года. (Левит 25:13-17).
Любое имущество, продаваемое начиная от последнего юбилейного года должно было вернуться к своему первоначальному владельцу, ибо Господь желал, чтобы Его земля оставалась за теми же коленами, кланами и семьями, которым она была отдана. Для того, чтобы заботиться о своих семьях и детях, родители должны были возделывать землю. Права частной собственности на имущество обеспечивали стабильность экономики. Господь владел всей землей, и давал ее в пользование Своему народу. Он желал, чтобы они имели хозяйский подход и ответственность в заботе о Его имуществе. Люди обычно заботятся о том, что находится в их личной собственности. Какая земля ни продавалась, близость к юбилейному году определяла ее цену, ибо ценность земли заключалась в количестве урожая, который новый владелец мог собрать с этого участка. Поскольку покупатель хорошо знал, что земля в конце концов вернется к своему первоначальному владельцу, он не желал платить за неё больше, чем он сможет от нее получить. «Земля не должна продаваться навсегда» - гласило Божье повеление (Левит 25:23). Эти законы сделали невозможным для зажиточных спекулянтов недвижимостью накапливать большие землевладения, и таким образом угрожать экономике. Даже самые бедные семьи получали обратно свою землю, и усердно обрабатывая ее, они могли нажить достаточно добра, чтобы обеспечить свои нужды, а может быть даже и нужды других. Юбилейный год предоставлял новые возможности для освобожденных рабов и землевладельцев, и это сохраняло нищету и неравноправие на минимальном уровне. Никто не должен был угнетать другого (стих 17-й), но все должны были помнить о том, что эта земля была Божьей, а они были всего лишь Его управителями (стихи 23-24).
Пророк Исаия увидел в великом юбилейном годе образ обещанного царства Мессии, когда Господь освободит Свой народ, вернет им их землю, и обильно благословит их на ней (Исаия 61:1-3). В этом пророчестве содержится почти забытое утешение (многие евреи не видят его). Там Иисус говорит о Себе следующее: «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня… исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение и узникам открытие темницы, проповедывать лето Господне (то есть год) благоприятное и день мщения Бога нашего».
Заметьте, что время обильного прощения и любящего принятия кающихся грешников Господом сравнивается с целым годом, в котором 365 дней, а Его «мщение» - всего лишь с одним днем. Павел пишет: «…когда умножился грех, благодать (Божья) преизобиловала гораздо более» (К Римлянам 5:20, дословный перевод). Благодать всегда больше. Что привлекает нас к Богу – это не жалкий страх наказания, хотя целые тысячелетия люди думали, что единственный способ удержать развитие зла – страх перед неизбежным наказанием. Когда наши греховные сердца созерцают, рассуждают и постигают эту «благодать», узы греха разрываются сами собой, и свобода приходит вместе с «побуждением» «уже не для себя жить, а для умершего за меня» второй смертью. Теперь уже ничто не может удержать от посвящения сердца и души Спасителю, Который умер за вас, принял на Себя вашу вторую смерть, отправился в самый ад, чтобы найти вас там и вызволить.
Иисус использовал этот отрывок в Своей проповеди в синагоге в Назарете (Луки 4:16-30), и применил его к «году Господнему благоприятному», который Он подарил человечеству Своей смертью и воскресением. При этом Иисус остановился на «лете Господнем благоприятном» («лете Божьего благоволения», согласно современному переводу), и не читал ту часть, которая говорит о «дне мщения Бога нашего». В книге Исаии этот настоящий «благоприятный год» разделен от будущего «дня мщения» запятой. Божий изумительный «день спасения» (2-е Коринфянам 6:2) длится столько, сколько нужно, потому что Бог долготерпелив и желает, чтобы все грешники пришли к покаянию (2-е Петра 3:9, 15). Как объявление юбилейного года, Евангелие является благой вестью для бедных, потому что их долги сняты с них и полностью прощены (Луки 7:36-50). Они получают Спасителя, отдавшего Себя им, и радуются новому началу жизни. Прямо как должники и рабы освобождались в радостный юбилейный год, так и грешники освобождаются Иисусом благодаря Его смерти на кресте. Они начинают понимать значимость Его дара и благодати, подаренной им. Спасение через веру в Иисуса Христа – это опыт «юбилейного года», ибо оно восстанавливает разбитые семьи и возвращает потерянные благословения, принося «времена отрады» от Господа (Деяния 3:19-21).
Искупление. Ближайший родственник-искупитель (Левит 25:25-55).
Если бедный иудей должен был продать себя или свое имущество, чтобы выжить, он мог не ждать юбилейного год, чтобы вернуть свое имущество или свою свободу. В любое время его родственник, желающий и способный заплатить цену, мог выкупить его или его землю.
Выкуп земли (Левит 25-28). Если прежний владелец земли был слишком беден для выкупа своей земли, тогда его ближайший родственник мог сделать это за него. Но если прежний владелец каким-то образом обретал необходимые средства, он мог выкупиться сам. Цена зависела от количества лет (жатв), оставшихся до юбилейного года. Если же человек не имел платежеспособного родственника, или необходимой суммы, он должен был ждать юбилейного года, чтобы вернуть свое имущество. Классический пример закона о родственнике-искупителе записан в книге Руфь, где Вооз и Руфь и ее наследие, а затем женился на ней. «Искупитель», который мог искупить землю Ноеминь (а теперь и Руфь) должен был быть «ближайшим родственником» (смотри 2:20; 3:9; 4:1). Эта же идея встречается и у так называемых «вестников» 1888 года.
Алонзо Джоунс пишет: «Человек потерял свое наследие, и сам попал в рабство. И поскольку он сам не может искупить ни себя, ни свое наследие, право выкупа передается ближайшему из родственников, который может это сделать. Но Иисус Христос – единственный во всей вселенной, кто может это сделать… Он должен был быть не только близким родственником, но самым близким из них… Поэтому… Он Сам принял плоть и кровь, во всем уподобившись нам, и таким образом стал нашим самым близким Родственником» («Освященный путь», 4-я глава)
«Вооз не мог выступить в качестве искупителя, пока не обнаружилось, что тот, кто был ближе него не мог выполнить эту роль искупителя. Искупитель должен быть не только близким родственником, но самым близким из всех близких родственников… Об этом также говорится и во второй главе послания к евреям (стихи 14-18)» (Алонзо Джоунс, проповедь 14-я в бюллетене Генеральной Конференции за 1893-й год.
Огромное количество христиан, как римских католиков, так и протестантов, думают о Христе как о сияющем образе кафедральных соборов. Популярная догма о «непорочном зачатии» отвергает Писание. Она говорит, что дева Мария еще во чреве своей матери пережила чудесное преобразование генетического кода, который делает всех людей наследниками падшей греховной природы нашего падшего отца Адама, и поэтому Мария никогда не переживала даже сексуальных искушений, как и ее сын Иисус. Так одним росчерком пера отвергнут единственный Искупитель, Который только и может спасти нас от греха и приготовить народ, способный «следовать за Агнцем, куда бы Он ни пошел», и устоять «без пятна и порока перед престолом Божьим». Такие слова будут сказаны об этом народе только потому, что это будет правдой, и это только благодаря их Искупителю, «ближайшему из родственников».
Господь Иисус Христос принял на Себя греховную человеческую плоть, и стал нашим «ближайшим родственником» (Евреям 2:5-18), и поэтому Он получил возможность отдать Себя в качестве выкупа, и освободить нас. Только Он был способен сделать то, что нужно было сделать, и Он с готовностью согласился сделать это. Он не только искупил нас, но и даровал нам долю в Его наследии, сделав нас частью Его удела.
К сожалению, еврейский народ не следовал заповедям, данным в 25-й главе книги Левит, и их эгоизм и жадность навлекли разорение на их землю и их экономическую систему. Пророки упрекали богатых за эксплуатацию бедных, за отнятие их домов, земель, и даже детей (Исаии 3:14-15; 10:1-3; Амос 2:6-7; 5:11). Местные суды не внимали Божьим принципам; судьи, разбогатевшие на взятках, выносили вердикты в пользу бедных, обрекая бедных на лишения. Но Бог слышал вопли бедных и однажды совершил строгий суд над всем израильским народ.
Бог наблюдает над тем, как мы используем ресурсы, доверенные Им, и как мы обращаемся друг с другом на рынке. Он думает и об экологии, и об экономике, и Он в конце концов позволяет еще в этой жизни совершиться некоторым судам над теми, кто эксплуатирует бедных и обращается с ними бесчеловечно и жестоко (Амос 1-2). Церковь Иисуса Христа жила и действовала при разных видах политических и экономических систем, и не зависит ни от одной из них. Однако церковь должна всегда первой заявлять о правах бедных и угнетенных, и использовать всякое духовное оружие, чтобы освободить их от угнетателей. «Господи! Ты слышишь желания смиренных; укрепи сердце их; открой ухо Твое, чтобы дать суд сироте и угнетенному, да не устрашает более человек на земле» (Псалтирь 9:38,39)
Бог объявил древнему Израилю о том, что один день их году был особо ценным – «день искупления». В этот один день решались вопросы жизни и смерти, ибо он предвосхищал окончательный День Суда. Если какой-то израильтянин отказывался соблюдать день искупления, как Господь повелел, он должен был быть удален из этого народа навсегда. Конечно, все эти обряды были «образными», а не реальными. Другими словами, они были своего рода детской песочницей, которая должна была подготовить их умы к великому финалу земной истории. Согласно временных пророчеств 8-й и 9-й глав книги Даниила, мы живем сейчас в великий реальный ответственный день Искупления уже более 162-х лет.
Что означало для израильтянина повеление «смирять душу свою» в эту торжественную субботу, не делать в этот день никакой работы (закрыть свой магазин, прекратить обмен денег, и так далее)? В тот единственный день в году им нужно было поститься. Этот день должен был стать подобием того последнего «дня», когда все «явятся на суд пред судилище Христово» (2-е Коринфянам 5:10). Ответ прост: В тот единственный день в году они должны были приходить в единство с Богом (значение слова «искупление» - объединение), думать Его мыслями, чувствовать Его чувствами, смотреть на жизнь и на мир, на вселенную Его глазами. Другими словами, они должны были примириться с Ним. Сейчас же наступил великий день примирения для всего мира. Павел говорит: «В вас должен быть тот же ум, что и во Христе Иисусе» (Филиппийцам 2:5). Это значит впустить «ум Христов», ум Божий, думать Его мыслями, видеть Его видением, чувствовать Его чувствами.
Окончательным и долгожданным финалом будет «брак Агнца», когда Его «жена приготовит себя» (Откровение 19:7, 8). Этот день будет не днем страха, а днем единства любви. Христос приглашает Свой народ в этот День Искупления «сесть со Мной на престоле Моем, как и Я победил…» (3:21), или, другими словами, разделить с Ним исполнительную власть в деле окончания великой борьбы между Христом и сатаной.
Заметки Кожевникова Павла.
В уроке за воскресенье упоминаются принципы, заложенные в законах о субботе, данных древнему Израилю. Поэтому я хочу упомянуть о самых главных принципах, на которых основана заповедь о субботе.
Испытания и борьба последнего времени будут связаны не просто с соблюдением субботы, а с истинным соблюдением субботы, либо с ложным соблюдением субботы. Соблюдать правильный день по такой же схеме, мотивам и идеологии, по которым соблюдается неверный день, означает принять начертание зверя. Потому что начертание зверя – это не внешняя форма, а неверное внутреннее содержание, выражающееся в неверной внешней форме. Поэтому соблюдение субботы с тем же неверным внутренним подходом, с которым другие соблюдают воскресенье, означает принятие начертание зверя. Внешнее различие в дне соблюдения не играет существенной роли и будет устранено дьяволом без особых усилий в нужное время и в соответствующих обстоятельствах.
Кому дана суббота? Что является основанием для истинного соблюдения субботы?
Смотри видеоурок под названием «Кому дана суббота» на ютуб-канале Кожевникова Павла в разделе «Жемчужины евангелия». Я же повторю главные мысли на эту тему из 29-й главы книги «Желание веков»:
«Чтобы святить субботу, люди должны быть сами святы. ЧЕРЕЗ ВЕРУ они должны стать причастниками праведности Христа… ТОЛЬКО ПРИ ТАКОМ УСЛОВИИ суббота могла обозначать израильтян как приверженцев Бога. (Итак, принципы праведности по вере являются неотъемлемым основанием соблюдения субботы, без которого это соблюдение превращается в ложную религиозную форму, а значит превращается в само начертание зверя по своей сути) Продолжаю цитировать: «Когда евреи отдалились от Бога и отказались поверить в праведность Христа (дословно: «не сделали праведность Христа своей собственной (праведностью) через веру»)… (Оказывается, уже тогда у древних евреев были все возможности и преимущества понять вмененную праведность Христа и позволить ей стать их праведностью)… тогда суббота потеряла свой смысл для них. Пытаясь возвеличиться и отвратить народ от Христа, сатана сделал все, чтобы исказить значение субботы, ибо она является СИМВОЛОМ ВЛАСТИ ХРИСТА. Вожди еврейского народа исполнили волю сатаны (другими словами, насаждали начертание зверя), обременяя день Божьего покоя многочисленными предписаниями… Отвергая же БЕССМЫСЛЕННЫЕ ЗАПРЕТЫ, нагроможденные иудеями, Христос чтил субботу, в то время как те, кто жаловался на Него, бесчестили святой день Божий… Суббота дана всем, кто ЧЕРЕЗ Христа (и никак иначе) становится частью Божьего Израиля». То есть, другим людям суббота не дана. Только тем, кто через Христа становится частью Божьего Израиля, или только тем, кто «через веру стал причастником праведности Христа, сделав праведность Христа своей собственной». Вот кому дана суббота.
Вспомним о главном принципе и вести, которой посвящена суббота. Этот принцип и весть также выражен в этой главе словами: «Самое главное – это служение Бога Своему творению». Дословный перевод: «Служение Бога Своему творению первично по отношению ко всему остальному». Поэтому суббота и является «свидетельством любви и силы Христовой», как сказано в этой же главе.
Только встав на это основание мы исполним волю Божью относительно заботы о бедных, вдовах, сиротах, относительно соблюдения социальной справедливости и других принципов царства Божьего.
В уроке за понедельник сказано о том, что суббота указывает на крест Христов. Каким же образом суббота указывает на крест Христов?
Вспомним о том, что Христос сотворил весь мир. Он же и покоился в день седьмой после активной творческой недели. Божье всеведение Сына Божьего понимало и знало, что человечество согрешит и отдаст владычество над землей своему врагу и врагу Божьему. Сын Божий понимал, что Его любовь не сможет оставаться в стороне, смотря равнодушно на пучину горя и погибели, в которую отправится сотворенное Им человечество. Он знал, что Ему придется предпринять план спасения, который включает в себя бесконечную жертву Агнца Божьего, Который навсегда станет Человеком и отдаст Себя на крестную смерть без всякой надежды на воскресение, без всякой уверенности на то, что Он воскреснет (а если и воскреснет, то воскреснет Человеком, а не таким же Сыном Божьим, которым Он был до Своего воплощения). Зная все это, Сын Божий все-таки творит человечество, фактически обрекая Себя на бесконечную жертву. Зная все, что Ему предстоит пережить и принять ради людей, Он после творения земли, еще и «покоится», понимая, что всё созданное Им «хорошо весьма», включая и Его будущую крестную жертву, на которую «Он будет смотреть с довольством». Никакого упрека в сторону людей, никакого недовольства в связи с будущими крестными мучениями не было у Него ни на устах, ни в сердце, ни в самом укромном уголке Его божественного сознания. Его «покой» был не просто отдыхом от трудов Бога, Который «не утомляется и не изнемогает», а покоем любви Агапе, готовой на всякую жертву просто из-за любви, без всяких условий и ропота. Таким образом, суббота является ярким знамением креста Христова. Таким образом она свидетельствует об Агнце, «закланном от создания мира» (Откровение 13:8). Создавая мир, Он обрек Себя на заклание, и все же «почил и покоился» в совершенном мире и уверенности в Своем выборе.
Когда первый Адам согрешил, Иисус, Второй Адам сразу же заключил его под Свои заботливые крылья благодати, прощения и милости. Эти крылья достаточно широки для того, чтобы покрыть все человечество и сокрыть его во Втором Адаме. Таким образом ни одно падшее дитя Божье не оставлено на вечную погибель без его на то добровольного желания.
Чтобы из первых рук бесплатно получать текстовые и аудио варианты этих уроков сразу после их выпуска, обращайтесь по адресу электронной почты, который вы видите на экране.
pavelk1@bk.ru
Поддержки хватило на этот и еще один урок. Благодарим Бога и всех, кто участвует в этом проекте, во-первых, молитвой, во-вторых, словами признания и поддержки, в третьих разумными советами, а также и другими видами участия.