Вернуться назад к меню
"Комментарии Пола Пенно
на урокиСубботней школы"

Комментарий на урок под названием «Восстановление владычества» из цикла "Роль церкви в жизни общества".

Избранные мысли пастора Пола Пенно с использованием трудов Эллен Уайт, Эллета Ваггонера и Алонзо Джоунса.

Перевод и дополнения Кожевникова Павла.

Чтобы из первых рук бесплатно получать текстовые и аудио варианты этих уроков сразу после их выпуска, обращайтесь по адресу электронной почты, который вы видите на экране.

pavelk1@bk.ru

Поддержки хватило на этот и еще один урок. Благодарим Бога и всех, кто участвует в этом проекте, во-первых, молитвой, во-вторых, словами признания и поддержки, в-третьих, разумными советами, а также и другими видами участия.

Комментарий Пола Пенно, пастора северокалифорнийской конференции:
Алонзо Джоунс пишет о первоначальном владычестве: «В начале… владычество над всей землей было дано Адаму. Земля была тогда «весьма хороша». Настолько хороша, насколько это только возможно. На ней не было ни единого отпечатка греха. Итак, владычество, данное Богом Адаму, было не просто над землей, а над безгрешной землей, то есть землей, незапятнанной грехом. Поэтому, как только на земле появился грех, это владычество уже было потеряно. Именно сатана склонил человека к согрешению, и поэтому именно сатана присвоил себе это владычество, и получил титул «князя мира сего». Однако это владычество подлежит возврату (Михей 4:8). Очевидно, что тот, кто победит узурпатора, и будет тем, кто восстановит это владычество. На землю пришел Христос, чтобы «разрушить дела дьявола» и покончить с ним самим (Бытие 3:15; Евреям 2:14). Поэтому Христос – это тот, кто и должен восстановить утраченное владычество над землей. О том, что Христу надлежит владеть землей, ясно сказано в книге Псалтырь (2:7, 8).
Далее мы читаем: «Согрешив, Адам не только сам потерял владычество над землей, но и сделал его невозможным для своих потомков. Поскольку владычество было утеряно через грехопадение, его потомки не могли иметь его, ибо они рождались грешными. Более того, все его потомки были обречены на смерть. Сатана имеет «власть над смертью» (Евреям 2:14), и поскольку именно он склонил наших прародителей ко греху, чтобы отнять это владычество, следовательно, человек отдал всю землю в его руки взамен на смерть. Смерть была ценой, которую они получили за землю. Это и было проклятием, постигшим человека, и от этого проклятия Христос пришел нас искупить. Он «смертью смерть попрал», и «принес жизнь и бессмертие через свет благовествования» (Евреям 2:14; 2-е Тимофею 1:10).
Все, кто имеет Христа, имеют жизнь (Иоанна 3:36), и таким образом становятся свободными от этого проклятия. Христос и есть жизнь наша (Колоссянам 3:4).
Эллет Ваггонер пишет: «Но не только одного человека Христос пришел искупить. Он пришел «взыскать и спасти потерянное» (Луки 19:10). Вместе с человеком была потеряна и земля. По причине грехопадения Адама проклятие постигло всю землю. Это проклятие принесло ему «терние и волчцы» (Бытие 3:17, 18).
Чтобы искупить человека от проклятия, Христос стал проклятием Сам. Он принял смерть, чтобы искупить всех попавших под власть смерти. Подобным же образом, чтобы искупить землю, Он должен был понести проклятие, под которым она стенала, и которое отнимало у неё жизнь. Поэтому, прямо перед Его смертью Его мучители надели на Его голову венец из колючего терновника (Матфея 27:29-30), и Он таким образом понес одновременно и проклятие земли и проклятие человечества. Таким образом Он и получил право на искупление и того и другого». (Эллет Ваггонер, «Наследие святых». Знамения времени, 19 марта 1885 года).
У Джоунса мы читаем: «Иисус пришел на землю, чтобы продемонстрировать Свое право совершить все это, и показать, что это будет совершенно честно и справедливо. Он пришел в мир в самом невыгодном положении, приняв слабости людей, и вступил в борьбу с дьяволом, чтобы по праву получить утерянное владычество. Заметьте, что сатана заполучил это владычество не правдой, а силой, отняв нечестным способом это владычество у «Первого Адама», который имел на него все права. Второй же Адам пришел не для того, чтобы противопоставить силу силе, а справедливость силе, и Он получил обратно это владычество над человечеством и всем миром именно таким путем. Поэтому, когда Он воскрес из мертвых, Он был поставлен «выше всякого начальства и власти, именуемой не только в этом веке, но и в будущем» (Алонзо Джоунс, «Трехангельская весть» часть 23-я. Бюллетень Генеральной Конференции. 4 марта 1895 года).

Итак, что мы знаем о владычестве Христа?

  1. 1. Он сегодня еще не является Владыкой этого мира. Владычество это, данное человеку в самом начале, было утеряно им, и сатана узурпировал эту власть, став «богом века сего».
  2. 2. Человек не имеет никакой силы восстановить утерянное владычество. Только Христос имеет такую власть, и Он уже уплатил полную цену за восстановление. Поэтому борьба сегодня ведется только между Христом и сатаной.
  3. 3. Мы сегодня только ожидаем «искупления первоначального владычества», когда царства мира сего будут отданы Христу, и Он навечно воцарится как полноправный Владыка этой земли.
  4. 4. Иисус уже отправился на небо, чтобы принять это царство и вернуться за ним.
  5. 5. Отец пообещал «всю землю от края до края» Христу во владычество, и только Он (Отец) имеет власть это совершить.
  6. Люди не будут возвращать это царство Христу, чтобы затем посадить Его на троне. Наоборот, когда Христос придет на «престоле славы Своей», получив Свое владычество, Он пригласит праведных прийти и разделить это владычество с Ним (Матфея 25:31-34). (дополнение Кожевникова: Сегодня многие христианские деноминации настаивают именно на первом варианте, призывая к политическим реформам, базирующимся на участии христиан в политических процессах)
  7. 7. Этот возврат владычества состоится только в самом конце истории мира, когда мертвые будут судимы, и нечестивые уничтожены» (Эллен Ваггонер, статья «Национальная реформа противоречит Библии» в издании «Американский страж» за июль 1886 года).

Перед тем, как люди получат владычество (управление) землей, им следует отражать Божий образ: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле» (Быт.1:26). После сотворения по образу Божьему Адам и Ева получили владычество (управление) над всей землей, будучи подвластными Божьему владычеству над ними самими (стихи 27, 28). Этот принцип актуален даже сегодня. Чтобы наше владычество над землей, окружающей средой, и своей собственной жизнью имело хоть какую-то эффективность, нам самим нужно стать целостными людьми. Другого способа нет. Эллен Уайт объясняет, что значит стать целостным человеком: «Это значит, что все существо, - тело, ум и душа, - должно восстановиться по образу Божьему» (книга «Воспитание», стр. 16). Как же осуществляется это восстановление? В этой же книге мы читаем о главном средстве: «В созерцании совершенства Божьего характера ум обновляется, и душа восстанавливается по образу Божьему» (стр. 18).
Книга «Воспитание» также связывает восстановление утраченного владычества с осознанием людьми своего «божественного предназначения». «Восстановить в человеке образ его Творца, вернуть его к совершенству, в котором он был сотворен, обеспечить развитие его тела, ума и души, чтобы божественное намерение для его сотворения было реализовано – вот в чем заключается процесс искупления» (там же, стр. 15, 16).

Когда Бог сотворил человечество по Своему образу, чтобы оно владычествовало «над всей землею» (стих 26-й), это владычество включало в себя даже растения и деревья. «И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Быт.2:15). Фраза «Над всею землею» означает все живое на земле. Эта роль царского владычества включена в цель сотворения человека, и прослеживается в том факте, что человечество было создано «не на много ниже ангелов» и увенчано «честью и славой», чтобы мы могли управлять над делами рук Божьих. Все было отдано «под ноги» людям (Псалтирь 8:5, 6, современный перевод). Человек был сотворен с целью отражать славу Творца (Исаия 43:7).
В библейской модели управления мы видим, что сам Бог любит и заботится о Своем творении (Исаия 40:12). Бог дает жизнь и пищу морским и земным животным, птицам, и даже самой земле (Иов 38:26, 27; Псалтирь 104:10-12).
Читая историю в 9-й главе книги Бытие, мы находим там любопытную деталь: «Бог говорит: «вот, Я поставляю завет Мой… со всяким творением живым… с птицами и со скотами, и со всеми зверями земными» (Быт.9:9-13)
Разве такое возможно? Это кажется фантастикой – Бог заключает завет со всеми птицами и животными. Неужели у Него нет более важных дел, чем заключение сделок и договоров со слонами, мышами и воробьями? Но нет, Он не заключал «сделок», «договоров» и «контрактов» с этими несмышлеными творениями. Да, Он смирил Себя настолько, что дал им некое обещание (дополнение Кожевникова: В Библии слово «обещание» и слово «завет» имеют одно и то же значение), но Он не требовал у птиц и животных никакого обещания и обязательства взамен. Взгляните на земную фауну. Животные живут, получая блага прямо из рук Творца, и продолжают жить так все время, наслаждаясь даром жизни, принимая от Него пищу и все остальное (Псалтирь 145:15, 16).
Подумайте еще об одном. Это обещание Бога было дано вам и мне точно также, как и птицам с животными (Бытие 9:9). Невозможно быть христианином и при этом не смириться сердцем, не встать с этими животными в одну очередь, ожидая своей порции «хлеба насущного» из Его руки (смотри От Иоанна 6:51-53).
Это обетование Бога нам и другим творениям является частью Его Нового Завета. Не смейте вводить себя в заблуждение, думая, что теперь вы должны «отблагодарить» Бога, давая Ему взаимные обещания. Да, мы можем и должны благодарить Бога, и благодарить Его всегда, но не таким путем, не путем обещания Ему послушания и добрых дел. «Вот дело Божие – чтобы вы веровали», веровали в Его обещания, данные вам. И тогда происходит чудо из чудес: Всякое послушание проистекает из сердца, в котором вписан Его закон любви Агапе, или Его десять заповедей

Дополнение Кожевникова из книги «Радостные вести»: «Божьи заветы, данные людям, могут быть ничем иным как Его обещаниями им. «Кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать? Ибо все из Него, Им и к Нему» (К Римлянам 11:35,36). Люди так редко встречают благодеяния без ожидания чего-либо взамен, что даже богословы стали считать возможным и нормальным такое же отношение Бога к людям. Поэтому они начинают свои диссертации на тему Божьего завета с утверждения о том, что завет – это «взаимное соглашение между двумя или более сторонами, которые обязуются что-то делать или не делать со своей стороны». Но Бог не заключает с людьми никаких сделок, ведь Он хорошо знает о том, что они не способны исполнить ничего со своей стороны. После потопа Бог заключил завет с каждым животным на земле, и с каждой птицей небесной; но животные и птицы не обещали Ему ничего со своей стороны (Бытие 9:9-16). Они просто приняли то, что было им дано рукой Божьей. И это - все, что мы можем сделать. Бог обещает нам все, в чем мы только нуждаемся, и даже более всего того, о чем мы только можем просить и помышлять, и обещает нам все это как дар. Мы отдаем Ему себя самих, то есть, по сути - ничто, а Он отдает нам Себя, то есть, буквально все. Все проблемы возникают тогда, когда люди, хоть и желая признавать Господа, тем не менее, стремятся заключать с Ним сделки. Они желают иметь с Ним взаимные договоренности, в которых они были бы с Ним партнерами. Но любой, кто желает иметь отношения с Богом, должен быть согласен на Его условия для этих отношений, а именно - он должен признать один фундаментальный факт: мы ничего не имеем, и ничего собой не представляем; Он же имеет все, представляет Собой все и дает все».

Если Бог так заботлив, что кормит всех Своих животных, то и мы, уподобляясь Ему, будем считать своей честью и привилегией любящую заботу о них и об окружающей среде, о земле и о море. Тем не менее, в этом деле нам нужно устремлять свое внимание на поклонении Творцу, а не творению (Римлянам 1:25).

Согласно Библии главной проблемой человечества является наша склонность верить в «плохие вести», и таким образом делать неверие все более естественным для нас. Поскольку у Бога для нас кроме «Благой Вести» нет ничего, то наша склонность к принятию «плохих вестей» (по наблюдению Павла) является результатом нашего «отчуждения от Бога», нашей враждебности по отношению к Нему», так что наш греховный ум стал «враждовать с Богом» (Колоссянам 1:21; Римлянам 8:7, современный перевод). И никто из нас по своей природе не избежал этого, ибо апостол добавляет, что мы все «как и прочие» находимся в нашем «природном состоянии» (Ефесянам 2:3). Пока мы не встретимся с Иисусом и не познакомимся с Ним, это отчуждение приводит к «слепоте и невежеству» (Ефесянам 4:18).
Главная проблема в том, что это отчуждение человечества от Бога в общем исходит от неверного представления о характере Бога. История язычества демонстрирует, как множество людей придерживаются мнения о том, что Бог – враг людей, которого нужно бояться и умилостивлять, чтобы заслужить Его милость. Даже некоторые так называемые христианские сообщества имеют это же самое представление. Отсюда и потребность в посреднике, который бы мог защитить нас от «гнева» некоего оскорбленного божества. Конечно, думая о таком «боге», стоящем над тобой, дыша гневом тебе в спину, будешь верить самым «плохим вестям» об этой личности.
Сегодня многие говорят о некоей зрелости человеческого сознания, и в некоторых церквях даже популярна идея о том, чтобы избавиться от всяких представлений о Боге как личности. Но несмотря на это внутренний страх перед «плохими вестями» то и дело проявляется, и все наши современные удобства и комфорт кажутся бессильными в том, чтобы смягчить эти мрачные предчувствия. Современные шедевры кинематографии заставляют нас смеяться над собственными же страхами, но это только доказывает присутствие внутреннего глубоко сидящего страха перед «плохими вестями». Современная наука и медицина не освободили нас от рака, от смерти, от автокатастроф, от падений и крахов во всех сферах нашей жизни, включая семью, здоровье и карьеру. Опросы показывают, что большинство американских подростков верят в «плохие вести» о том, что они однажды умрут в ядерной войне, как и многие подростки 30-х годов прошлого столетия верили в то, что они умрут в войне с нацистской Германией. Дьявол – единственный источник всех «плохих вестей». Когда речь идет о спасении, сатана особенно любит повторять всяческую ложь и «плохие вести». Мы читаем о том, что он «лжец, и отец лжи» (От Иоанна 8:44). Он желает, чтобы мы верили в «плохие вести», как кобра нападает на жертву, которую она сперва парализовала своим гипнозом. «Плохие вести» парализуют душу человека, так что человек не может сделать ничего конструктивного для решения проблемы, которая кажется такой безысходной. Неопровержимый факт заключается в том, что врач может настолько парализовать сознание своего суеверного пациента страхом, что простая весть, предсказывающая летальный исход причинит ему фактическую смерть без присутствия всяких медицинских на это причин.

Тема нашего урока – владычество, или управление землей. Разве есть более подходящее слово, чем «управление» в описании наших взаимоотношений с Иисусом в Его работе по возвещению евангелия «всякому творению»? Иисус сказал: «… идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всякому творению» (От Марка16:15). Идея управления не имеет ничего общего с законническим представлением об отношениях с нашим Господом. Она скорее говорит о радостном сотрудничестве и участии с Иисусом в Его работе. Она говорит об участии в Его провозглашении евангелия «всякому творению» «во всем мире». Именно такое сотрудничество Иисус любит. «Управляющий» - это тот, кто заботится о чьем-то имуществе. Слово «управление» можно легко причислить к разряду законнических отношений с Иисусом в его работе провозглашения евангелия «всякому творению». Но на самом деле это слово раскрывает бесконечно лучшие и большие перспективы. Ведь вы никогда не узнаете никого по-настоящему, не участвуя с этой личностью в каком-то труде. «Управление», верно понятое, и открывает нам познание Господа в деле, созерцание Иисуса в Его конкретных делах, разделяя Его сердечное бремя заботы о погибающем мире.
Дополнение Кожевникова. Это созерцание и преобразует нас «по образу Божьему», подготавливая к будущему владычеству, ибо только через такое «созерцание» душа уподобляется Господу, взирая на славу Господню. Безусловно, законнический образ мыслей, а соответственно законническое сотрудничество с Господом лишит душу всякого созерцания славы Божьей, потому что внимание такого человека будет направлено на себя. Удивительно, что Иуда участвовал в евангельском труде Иисуса Христа, и при этом не уподоблялся Ему, а наоборот, отдалялся от Него день за днем, пока совершенно не отдал свою душу дьяволу.
Конец комментариев Пола Пенно.

Избранные мысли Джерри Финнемана, председателя комитета по изучению вести 1888 года.]

Слово Адам означает не только первого из сотворенных людей, первую пару. Понятие «Адам» включает в себя все человечество. Термин «Адам» используется более 500 раз, указывая на человечество в корпоративном смысле, или на определенный сегмент человечества. Первый Адам был отцом и представителем всех людей. Он согрешил и навлек осуждающий приговор на все человечество. Иисус же пришел в человечество и стал Отцом и Представителем падшей человеческой расы. И поэтому в послании к Коринфянам апостол противопоставляет два жизненных мотива, два принципа, два вида внутренних побуждений – «в Адаме» и «во Христе». «Ибо, как смерть через человека, [так] через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1-е Коринфянам 15:21,22)
В послании к Римлянам Павел точно также показывает контраст между двумя Адамами в отношении греха, осуждения и оправдания для всех людей (5:14-21). Первый Адам принес грех, смерть и осуждение всему человечеству. Христос, Второй Адам, принес вечную праведность, жизнь и оправдание исключительно через Его заслуги праведности. Заметьте, что 12-й стих не заканчивает мысль. Мысль этого стиха заканчивается в 18-м стихе. Между этими стихами расположена вставка в скобках. Поэтому мысль 12-го стиха повторяется в 18-м: «Посему, как преступлением одного всем человекам пришло осуждение, точно так же и праведностью Одного всем человекам пришел свободный дар, подарив оправдание жизни» (К Римлянам 5:18, дословный перевод).
Более широкий контекст этой главы, начиная с 6-го стиха, говорит о том, что Христос умер «за безбожных» «грешников» (стихи 6-й и 8-й). Его смертью или Его кровью мы были оправданы. Примирение тоже пришло к нам с этим оправданием, тоже благодаря этой же смерти, «когда мы были врагами, мы были примирены с Богом смертью Сына Его» (стих 10-й), что будет радовать сердца всех принимающих «Христа, через Которого мы ныне получили примирение» (стих 11-й).
Все грамматические конструкции, построение слов, фраз, предложений и словосочетаний, начиная с 6-го стиха и заканчивая 18-м стихом указывают на итог и вывод – «оправдание жизни» для «всех людей» благодаря праведности Христа, как об этом сказано в 18-м стихе.
Некоторые добавляют в 18-й стих идею о «возможности» оправдания, которая якобы только предоставлена благодаря жертве Христа. Но оригинальный текст не дает такой мысли, и поэтому данное добавление исключительно субъективно, и поэтому оно приводит к некоторым сомнительным выводам. Идея о «возможности оправдания» добавляет дополнительные трудности, которых можно было избежать. Как и другие альтернативные подходы к этому тексту, данный подход склоняет людей к смутным сомнительным выводам. Сложностей при этом возникает больше, чем решается. Этот отрывок нужно просто принять таким, какой он есть. Ахиллесова пята идеи «предоставленной возможности оправдания» заключается в стремлении изменить неуклонную верность слову Божьему.
Заметьте, что Алонзо Джоунс пишет по этому поводу: «Вопрос в следующем: Покрывает ли праведность Второго Адама все, что покрывает грех первого Адама? Приглядитесь внимательно. Совершенно без нашего согласия, без нашего малейшего участия в этом, мы все были включены в первого Адама. Мы были в нем. Все человечество было в первом Адаме. Этот первый Адам включал в себя и нас. Тот факт, что первый Адам ввел нас в грех, а посредством греха в смерть, включает в себя каждого из нас, и вовлекает каждого из нас… Но мы узнаем и про Второго Адама. Затронул ли этот Адам всех тех, кого затронул первый Адам? Вот в чем вопрос. Вот что мы сейчас изучаем. Затронул ли второй Адам всех тех, кого затронул первый Адам? Ответ может быть только утвердительным. Все, что сделал Второй Адам, затронуло всех тех, кто был затронут первым Адамом» (Бюллетень ГК, 1895-й год, стр. 269).
Соблазнив Адама и Еву к греху сатана подумал, что он получил вечную власть над землей, и стал представителем всего человечества. Но Иисус снова победил его в решающем сражении в пустыне, и притом победил его не как Бог, а как Человек, полагаясь исключительно на силу Бога-Отца. Эта борьба решала: кто будет представителем человечества. Когда Иисус сказал, что «не одним хлебом будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божьих» (От Матфея 4:4), Он провозглашал дьяволу, что Он Иисус, был вторым Адамом, - истинным Представителем падшего человечества. Иисус цитировал слова из книги Второзаконие (8:3). Слово «человек» в этом тексте – это то же самое слово, что и в нашем памятном тексте за прошлый урок – Бытие 1:26,27). Поэтому Иисус в этом заявлении заявил ни много ни мало, а о том, что Он является Вторым Адамом, полноправным Представителем, Искупителем и Спасителем человечества. В конце этой битвы сатана надолго оставил поле боя полностью побежденным.
Итак, с самого начала истории, с самого грехопадения человечества, Бог привел в действие план спасения и восстановления человека и всей земли. Таково значение слова «искупление», означающее «объединение», или «возврат». Христос стал нашим Искуплением. Он полностью исчерпал наказание за наш грех и наше осуждение. Принимая Христа в наши сердца (дополнение: другими словами, выбирая мотив и жизненный принцип «во Христе», который нам подарен благодаря жертве Христа) мы согласимся со словами: «Хотя мы грешники, хотя мы поступили неверно, мы прощены, наши грехи изглажены в Божьих глазах. Таков основной шаг в «восстановлении всего».

Дополнения и заметки Кожевникова Павла.

Памятный текст (перевод, выбранный официальной версией пособия, принятой на Генеральной Конференции):
«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле» (Быт.1:26, Новый перевод короля Иакова).

Праведность по вере и владычество над природой.
Еще по эту сторону вечности мы можем наблюдать владычество над природой в жизни тех, кто позволяет Богу владычествовать над собой.
Иисус показал владычество над рыбами морскими, собрав рыбу в Галилейском море в сети Петра. Иисус «ничего не делал Сам от Себя», и при этом уже «во дни плоти Своей» владычествовал над рыбами морскими.
Илия наблюдал, как вороны приносили ему пищу. Он видел владычество над птицами небесными.
Валаам, «предавшись обольщению мзды», потерял владычество даже над скотом. Ослица слушала его до тех пор, пока его сердце не склонилось к корысти. После этого же Бог изменил Свой план и стал противником Валаама, лишив его власти даже над собственным вьючным животным.
Апостол Павел имел владычество «над всеми гадами, пресмыкающимися по земле», когда в его жизни исполнились слова: «И уже не я живу, но живет во мне Христос».
Праведность по вере обеспечивает владычество «над всею землею».

Чтобы из первых рук бесплатно получать текстовые и аудио варианты этих уроков сразу после их выпуска, обращайтесь по адресу электронной почты, который вы видите на экране.

pavelk1@bk.ru

Поддержки хватило на этот и еще один урок. Благодарим Бога и всех, кто участвует в этом проекте, во-первых, молитвой, во-вторых, словами признания и поддержки, в третьих разумными советами, а также и другими видами участия.