Комментарий на урок под названием «Восстановление всего» из цикла "Роль церкви в жизни общества".
Избранные мысли пастора Пола Пенно с использованием трудов Эллен Уайт, Эллета Ваггонера и Алонзо Джоунса.
Перевод и дополнения Кожевникова Павла.
Чтобы из первых рук бесплатно получать текстовые и аудио варианты этих уроков сразу после их выпуска, обращайтесь по адресу электронной почты, который вы видите на экране.
pavelk1@bk.ru
Поддержки хватило на этот и еще один урок. Благодарим Бога и всех, кто участвует в этом проекте, во-первых, молитвой, во-вторых, словами признания и поддержки, в-третьих, разумными советами, а также и другими видами участия.
Памятный текст (перевод, выбранный официальной версией пособия, принятой на Генеральной Конференции):
«И сотворил Бог человечество по Своему образу, по образу Божьему Он сотворил их; мужчинами и женщинами Он создал их» (Бытие 1:27, Новая интернациональная версия (NIV))
О вражде (тема за вторник). Переключить либо «положить».
В теме за вторник сказано (Цитирую дословно с оригинальной версии пособия на английском языке. Предупреждаю: русский перевод может отличаться, и притом кардинально): «Божье обещание подразумевает, что Бог приведет в действие Свой план, чтобы снова привлечь человечество к Себе, переключая их вражду на сатану. Таким образом, переключая эту вражду с Себя на дьявола, Бог откроет путь, по которому Он сможет спасти человечество, не нарушая в это же время принципов Своего божественного правления. Вот что имеется ввиду под значением слова «искупление» - то, что Бог сделал и делает для окончательного восстановления того, что было утеряно посредством грехопадения» (конец цитаты).
Здесь возникает вопрос: Неужели слово «положить» в Бытие 3:15 означает «переключить»? Если Бог собирался «переключить» некую вражду, которая уже была по отношению к Нему, на дьявола, то эта вражда была святой по своей природе, раз Бога она устраивает, а не устраивает только ее вектор, или направление. А если эта вражда греховна по своей природе, то разве может она быть угодной Богу, даже если направлена на дьявола, а не на Него? Слово «положить» означает «внедрить то, чего раньше не было». Я понимаю попытку автора пособия выставить Бога праведным, не желающим «внедрять» какую-либо вражду, потому что Бог свят. Но нам нужно помнить, что Богу не нужны адвокаты. Ему нужны только свидетели. Он в состоянии защитить Себя и показать Свой праведный характер. Бога не нужно оправдывать. Его нужно понять. Вдохновенный автор, который понял Бога в этом вопросе, пишет в книге «Великая борьба» (стр. 505, 506, дословный перевод): «Именно благодать, которую Христос внедряет в душу человека, создает в нем вражду против сатаны. Без этой преобразующей милости и обновляющей силы человек всегда оставался бы узником сатаны, его рабом и покорным слугой, готовым всегда беспрекословно выполнять все прихоти своего хозяина. Но этот новый принцип (то есть благодать Христова) нарушает греховный покой и втягивает человека в борьбу. Христос наделяет человека силой, которая делает его способным противодействовать тирану и узурпатору. Кто бы ни проявлял отвращение ко греху вместо любви к нему, кто бы ни проявлял сопротивление и победу над страстями, прежде владевшими им – этот человек демонстрирует тем самым действие этой силы, которая полностью сходит свыше». Вот что такое «вражда», которую Бог пообещал «положить» между человеком и его врагом. Переключать было нечего. Нужно было «творить все новое». И эта благодать, или присутствие Христа, или вражда ко греху, пришла к человеку и готова подействовать в нем всегда и везде. Без нее никто бы никогда не обратился к Богу. Поэтому весть Миннеаполиса часто упоминает о том, что искупление – это работа такого же масштаба, что и творение, и на него способен только Творец. Переманить грешника на свою сторону и сделать его новым творением – это разные вещи. Бог не занимается переманиванием грешников на Свою сторону. Это невозможно. Он делает их новым творением, и тогда человек сам принимает сознательное решение, переходя на сторону Бога.
Полу-евангелие.
Рассмотрим вывод в теме за вторник, чтобы увидеть, каким образом мы склонны распространять некое эфемерное полу-евангелие. Цитирую: «В нашей ситуации мы согрешили, но в плане спасения, или искупления, жертвенная смерть Христа освобождает (настоящее время) нас от юридических последствий этого преступления. Вместо этого Христос заплатил, или принял (прошедшее время) все наказание за нас. Если заплатил в прошлом, а освобождает в настоящем, то этому есть какие-то условия. Человек, читая эти слова задумается: Какое отношение имеет это высказывание ко мне лично? Что я должен делать?
«Хотя мы грешники, хотя мы поступили неверно, мы прощены, и оправданы в Его глазах». Кто «мы»? Что нужно сделать, чтобы оказаться в этой категории людей, названных словом «мы»? Эти вопросы постоянно возникают у думающих людей, читающих и слушающих это полу-евангелие с его неопределенной «Благой Вестью». Слава Богу за то, что весть Миннеаполиса освобождает многих от этой неопределенности, выражая ясное и понятное даже ребенку евангелие Иисуса Христа. Эллет Ваггонер в книге «Радостные вести» и Эллен Уайт в книге «Путь ко Христу» выражают это ясное евангелие таким образом:
Книга «Радостные вести»: «Христос купил нас вместе со всеми нашими грехами, уплатив полную цену. Это доказывает, что Он принял нас». Это выражение относится ко всем людям на земле. «Бог совершил спасение для каждого человека и вручил его ему, но (к сожалению) большинство отвергает это спасение, и выбрасывают его прочь от себя. Суд покажет тот факт, что полное и совершенное спасение было дано каждому человеку, но погибшие сами добровольно выбросили от себя свое «право первородства»».
Книга «Путь ко Христу» (стр. 14, 15, 21, 27, 72): «Отдавая Своего Сына падшему человечеству… Бог связал Себя с сынами человеческими такими связями, которые никогда не могут быть разорваны… никакой силой, кроме выбора самого человека. Отдавая нам (то есть всем людям) Своего Сына, Он излил на нас все небеса в одном этом даре… Падшие люди поставлены в такое положение, где через связь со Христом они могут воистину стать достойными имени «сын Божий»… Любовь Божья привлекает всех. Христос является источником всякого благого порыва. Грешник может противиться этой любви, может отказываться быть привлеченным к Иисусу. Но если он не воспротивится, то он будет привлечен ко Христу. Познание плана спасения (а не какие-то подвиги и «добрые дела» с его стороны) приведет его к подножию креста в покаянии за его грехи, которые причинили страдания дорогому Сыну Божьему».
Формирование Христа в нас.
«Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не сформируется в вас Христос!» (Гал.4:19, дословный перевод). Этот текст упомянут в теме за среду. Формирование Христа в людях занимало главное место в служении Павла. В связи с чем апостол упоминает об этом? Что препятствовало галатам этому формированию Христа в них? Согласно контекста, некое желание «оправдываться делами закона» лишило их благодати Христовой и этого «формирования Христа» в них. «Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати» (Гал.5:4). Эта проблема актуальна и сегодня. Она описана в книге «Желание веков» (стр. 175): «И в наши дни тысячи людей нуждаются в истине, которая была преподана Никодиму через символ вознесенного змея. Эти люди и ныне полагаются на свое послушание Закону Божьему, чтобы снискать благоволение Господне. Но когда их призывают взирать на Иисуса и верить, что Он спасет их исключительно Своей благодатью, они восклицают: “Как это может быть?”
Объединение или формирование изнутри?
В пособии мы читаем о том, что Христос желает «объединиться с нами, чтобы восстановить Божий образ в нас» (тема за среду). Здесь мы сталкиваемся с двумя точками зрения. Одна из них выражается в пособии и если эта идея «объединения» верна, то ее можно логически продолжить словами «И уже И я живу, И живет во мне Христос». Как вы сами понимаете, апостол говорит иначе: «И уже НЕ я живу, но живет во мне Христос». Здесь совершенно неприемлема никакая идея «объединения» усилий грешника и Бога, ни в каком процентном отношении. Любой процент участия грешника в плане спасения будет той «ложкой дегтя», которая испортит всю «бочку меда», и сведет к нулю весь план спасения. Да и как грешник может произвести в себе святое желание объединиться с Богом, не имея никаких святых мотивов и побуждении в себе самом, как пишет Павел, будучи «протян, продан греху»? Именно внедренная извне «вражда», или благодать Христова, или присутствие Христа в его душе может быть источником «всякого благого порыва». Поэтому Ваггонер и пишет: «Христос присутствует в каждом грешнике, чтобы тот имел всякое побуждение и способность повернуться от греха к святости» (Радостные вести). Неудивительно, что Евангелие, которое проповедовал Павел язычникам, он подытоживает словами: «Христос в вас, упование славы» (то есть «Христос присутствует в вашем сердце, привлекая вас к Себе, желая прославиться, или получить в нем полную власть для того, чтобы сформироваться в полный образ Божий»). Павел называет это евангелие «тайной, сокрытой от веков и родов, ныне же открытую святым Его, Которым благоволил Бог показать, какое богатство славы в тайне сей СРЕДИ язычников (дословный перевод), которая есть Христос в вас, упование славы, Которого мы проповедуем, вразумляя всякого человека (то есть всякому человеку апостолы проповедовали: «Христос в тебе, упование славы») и научая всякой премудрости, чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе; для чего я и тружусь и подвизаюсь силою Его, действующею во мне могущественно» (Кол.1:26-29)
Ваггонер продолжает: «Хотя Иисус и присутствует в каждом человеке, не каждый человек позволяет Его праведности проявиться в его жизни, ибо некоторые «удерживают истину в неправедности» (Римлянам 1:18, дословный перевод)… Разница между обычным грешником и христианином заключается в том, что хотя Христос распятый и воскресший и присутствует в каждом человеке, в обычном грешнике Он не узнан и презираем, тогда как в христианине Он живет верою». Христос, живущий полной жизнью, Его присутствие в душе, ничем не стесненное, и есть «формирование Христа в нас».
Типичная идея распространенного в христианском мире «евангелия» содержится в уроке за среду. Цитирую: «Окончательный опыт восстановления по Его образу состоится при втором пришествии Иисуса (1-е Коринфянам 15:49; 1-е Иоанна 3:2). Однако, когда Христос в нас, и мы во Христе, процесс восстановления по образу Божьему начинается уже по эту сторону вечности…» Далее звучит риторический вопрос: «Хотя эта работа (по восстановлению) начинается уже сейчас, почему мы должны всегда помнить о том, что это восстановление не будет полностью завершенным до самого второго пришествия Христа?» Поскольку вся тема, с самого начала затрагивает именно нравственное восстановление, то здесь мы читаем о том, что совершенство в нашей плоти, «по эту сторону вечности» невозможно, а значит мы обречены постоянно грешить и каяться, грешить и каяться, до самого пришествия Иисуса. Книга же Откровение говорит о том, что наоборот, Христос придет тогда, когда «жена Его приготовит себя», то есть когда уже здесь, в этой жизни, Его церковь будет жить жизнью Христа, доказывая тем самым действенную силу Евангелия, которое есть «сила Божья ко спасению всякому верующему». Христос же пришел спасти «своих» именно «от грехов их», и только потом от всего остального, как то вечная смерть, горе, болезни и прочее.
Призывы к деятельности.
Как сатане держать множество христиан вдали от понимания евангелия? Есть отличный способ: Вовлечь их в разного рода благотворительную и гуманитарную деятельность, отвлекая их тем самым от вопроса: «Понимаю ли я Евангелие?», или же вовлечь их в распространение того «евангелия», которое сегодня распространяется в христианском мире, и которое существенно не отличается от римской католической идеологии, пропитывавшей умы людей много столетий. В этом заключается блестящая тактика врага: смешение добра со злом, истины с ложью. Поэтому Он и соблазнял первых людей вкусить от дерева «добра и зла». Явное искушение ко злу не привлекло бы их так сильно.
Восстановление всего.
Петр на Пятидесятницу говорил о небесной коронации Христа такими словами: «Которого небо должно было принять до времен совершения всего (дословно «до времени восстановления всего»)» (Деян.3:21). Параллельная мысль содержится в книге Откровение (19:7): «Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя» (Откр.19:7). Здесь говорится о том, что Христос не может прийти до тех пор, пока данное «восстановление» не будет достигнуто. Слово «восстановление» (в оригинале «апокатастазис») означает «соответствие публичного статуса с реальностью, возврат имущества его истинным владельцам, сведение счетов».
В многочисленных утверждениях Эллен Уайт это «восстановление» описывается как «восстановление образа Божьего в людях», и т.п. Это равноценно печати Божьей, поставленной на челах. Такое «восстановление» определенно значит оправдание Бога и Его характера и завершение Его плана спасения. Это связано не просто с юридическим статусом оправдания, ибо если бы это было так, то «времена восстановления всего» уже настали бы во времена Авеля, когда он был убит Каином, ибо он был юридически объявлен праведником уже давным-давно. Эти «времена», о которых говорит Петр, имеют смысл и значимость только тогда, когда подлинная праведность по вере полностью вменилась и обеспечила таким образом готовность к небесам (смотри «Желание веков», стр 769. Там сказано: «Возрожденное творение, искупленный человеческий род, победив грех, никогда больше не отпадет от Бога — такой результат завершенной работы Христа видели ангелы и Бог».
Недавно состоялась встреча ветеранов второй мировой войны военно-воздушных сил, на которой они вспоминали свое военное прошлое. Каждый из них чувствовал себя представителем кого-то еще, не вернувшегося с этой войны. Ветеран Дан Кунан вспоминает: «Когда твой самолет подбит, ты вдруг становишься очень близким ко всем членам экипажа». Когда Дон МакГрегор на своем B-17 был подбит немецким Мессершмидтом, три члена его экипажа были убиты, и только он один выжил. Он говорит: «Я был охвачен таким чувством вины перед теми тремя парнями за то, что я выжил, что я не мог говорить об этом сорок три года». Подобные чувства испытывают все ветераны. Один из них говорит: «Я пытался понять или найти какие-то объяснения тому, что одни выживают, а другие – нет, и не нашел никакого ответа на этот вопрос». Журнал «Американское наследие» суммирует чувства этих людей так: «Многие из бывших на этой встрече имели навязчивое чувство того, что их жизнь была дана им за счет жизни тех товарищей, которых с ними не было». Выживая в войне, на которой ты теряешь друзей, ты вынужден относиться к жизни гораздо более трезво и серьезно. Отрезвляющее чувство реальности того, что ты по какой-то непонятной причине не лежишь сегодня с ними в одной могиле, окрашивает жизнь в совсем другие краски. То же самое чувствуют и выжившие в авиакатастрофах. Многие выжившие в холокосте тоже как ветераны войны ощущают невыразимое чувство вины – они тоже должны были быть мертвы. Если бы они сидели на другом сиденье, или пошли другой дорогой, или отплыли на другом корабле, или встали в ту очередь, которая в конечном итоге привела бы их в газовую камеру – их бы уже не было. Они чувствуют, что не заслужили эту жизнь. В некоторых случаях ветераны говорят о том, что некто другой добровольно получил ту пулю, которая предназначалась им. Каждый день их жизни кажется им незаслуженным подарком судьбы. И ничто уже не в силах развеять эту реальность из их сердца. Они видели то, что другие нет, и поэтому другие не могут их полностью понять.
Крест Христов как роковая реальность.
Такими же были чувства апостола Павла и его отношение к своей жизни после опыта, пережитого на дороге в Дамаск. «Я был распят со Христом, и уже не я живу» - говорит он, - «и жизнь, которой я сейчас живу во плоти, я живу верою в Сына Божьего, возлюбившего меня и отдавшего Себя за меня» (Галатам 2:20, новый перевод Короля Иакова). К сказанному он добавляет: «Любовь Христова обнимает (дословно «побуждает, ведет») нас, ибо мы рассуждаем так: если Один умер за всех, то в таком случае все умерли» (2-е Коринфянам 5:14). Реальность, открытая Павлом, заключается в том, что Христос умер смертью, ожидавшей «всех», и которой все умерли бы, если бы Он не умер их смертью вместо них. Он видел себя таким чудом уцелевшим и избежавшим лап самой страшной смерти, которая еще никого не постигала – смерти Сына Божьего, которой он «сораспялся» вместе с Ним, со «Спасителем всех людей, а наипаче верующих» (1-е Тимофею 4:10). Его праведностью «свободный дар сошел на всех людей к оправданию жизни» (Римлянам 5:18). Это и есть «оправдание и жизнь для всех людей» (современный перевод). Это есть юридическое оправдание (другими словами – принятие небесами) «всех людей», ибо «Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира (1-е Иоанна 2:2).
Когда апостолы постигли эту великую истину, вся паутина и туман непонимания Евангелия были удалены из их умов. Просто жить, зная, что ты давным-давно должен быть мертв – это уже само по себе является достаточным доказательством Благой Вести. Но они увидели в этой очевидной реальности гораздо более важную Благую Весть – новый смысл жизни, который избавляет нас от проклятия эгоизма, отравляющего нашу жизнь до тех пор, пока мы не увидим реальности: «Он за всех умер, дабы живущие уже не для себя жили, а для умершего за них и воскресшего» (2-е Коринфянам 5:15). Слово «дабы» относится к мотивам, исходящим только от любви Агапе. Здесь нет места желанию «отработать», или «воздать должное» за спасение. Неразумные животные, спасенные из ловушки, в которой другие животные погибли, не чувствуют никакого чувства благодарности, никакого посвящения, хотя они возможно и радуются вновь обретенной жизни. Но человеческое существо, созданное по образу Божьему, может обнаружить в себе полностью новые мотивы, поселившиеся в нем благодатью Божьей. Такой человек верно понимает фразу «дабы мы уже не для себя жили, а для Умершего за нас и воскресшего». И в этом вся прелесть. Эти новые мотивы совершенно не совместимы с законничеством. Надежда на награду и ее производные вместе со страхом наказания и его производными преодолены этим новым смыслом жизни. Прежний мотив под названием «Что я могу сделать для себя?» сменяется мотивом под названием «Что я могу отдать Тому, кто отдал мне навеки Себя самого и все, что у Него есть?» Сама мысль о какой-то еще награде кажется постыдной и бессмысленной. Беспечные граждане так называемого «первого мира», которые жили мотивами «покойся, ешь, пей и веселись», смотря на свои достижения и блага как на «заработанные своим тяжким трудом», начинают понимать, что они заслуживают этих благ не более, чем бедные обитатели картонных хибар «третьего мира». Та же самая счастливая «удача», или благодать Божья постигла их как и выживших от холокоста и боевых баталий.
Неужели сытые американцы праведнее голодающих беженцев Сирии? Не является ли наше благополучие результатом того, что мы родились в стране с конституцией, данной нам нашими отцами-основателями, любящими свободу, чего мы лично совершенно не заслужили? А разве западные европейцы не по наследству получили то благополучие своих стран, достигнутое благодаря вкладу предыдущих поколений, и заслуживают этих благ не более чем голодные народы восточной Европы?
Эта новая мотивация, желание служить из благодарности за крестную жертву не является фанатичным желанием показать себя добрым человеком на глазах у других. И природа таких людей остается прежней, греховной природой, и искушения продолжают действовать также, если не сильнее, потому что их духовное восприятие обостряется, и их ответственность за происходящее вокруг них увеличивается. Эти люди продолжают оставаться «живыми людьми» во всех смыслах этого слова. Подобно струнам на инструменте, их силы души становятся более натянутыми от обостренной восприимчивости, но они уже издают не запутанную смесь добра и зла, а прекрасную музыку праведности, светлой любви, радости и мира. Они прославляют Христа.
Эта новая мотивация делает служение Христу и ближним «легким» а не «тяжелым». Многие адвентисты рыщут по всей Библии и Духу Пророчества в поисках слов, вырванных из контекста в отчаянных попытках убедить всех вокруг в том, как же все-таки «тяжело» следовать за Христом. Такие души еще не увидели истинные измерения «широты, глубины, высоты и долготы» Христовой любви Агапе, раскрытой на Его кресте. Они думают, что они вынуждены всегда жить неверием в Его же Благую Весть: «Бремя Моё легко, и иго Мое благо» (Матфея 11:30).
Эволюция или деградация?
Что разумнее: принять на веру Библейское учение о деградации, или теорию эволюции той же верой, не имея больше доказательств. Ведь эволюция – это выдуманная человеком идея о том, что «могло быть». Библия учит деградации, или вырождению человека, который ранее имел высокое положение и состояние. И это совершенно совмещается с простыми и видимыми законами природы, где все стареет, изнашивается, отмирает и исчезает. Ученые называют этот закон вторым законом термодинамики. Человек был создан «по образу Божьему», и ушел далеко от своего первоначального положения и чести, но Бог продолжает считать его своим сыном и дочерью во Христе, и являть ему Свою бесконечную любовь. Эволюция же учит тому, что человек в сущности – только животное, живущее главным образом по закону джунглей – «Выживает сильнейший». Кто может оценить масштабы того зла, жестокости и бесчеловечного отношения человека к человеку, к которым привела эта теория? Кем вы предпочитаете себя считать? Сыном Божьим, или простым животным, которое немного поумнело со временем?
Многие христианские церкви также ответственны за распространение теории эволюции, потому что они оставили истинную библейскую субботу, седьмой день покоя, который назначил сам Бог в память о творении мира за шесть буквальных дней. Если бы суббота всегда соблюдалась, и соблюдалась «в духе и истине», то в мире не было бы столько эволюционистов сегодня, и не было бы никаких расовых предубеждений или притеснений, которые проистекают из этой теории.
И вместе с тем наша жизнь и перспективы, которые ожидают нас в вечности, милостиво сокрыты от нас, раскрываясь нам только отчасти, «гадательно, как бы сквозь тусклое стекло». И это хорошо. В противном случае мы постоянно жили бы в болезненном ощущении этой разницы. Возьмите к примеру бездомного человека, живущего на улице. Сегодня кто-то украл у него два доллара – его единственный капитал, - и он огорчается. Но завтра он снова может выйти на улицу и заработать те же деньги. И хотя бы его сегодня и выселили из его жалкой лачуги, он может улыбнуться и пойти ночевать под мост. Но миллионер, потерявший весь свой капитал и свои апартаменты вряд ли также спокойно переживет эту потерю, ибо он сознает, чего лишился. В духовном смысле мы все подобны мальчику-попрошайке, пребывая в неведении о том «богатстве», которого мы лишились «в Адаме».
«Принимая человеческую природу, чтобы достичь до самой глубины человеческого горя и лишений, и возвысить человека, Христос показал, насколько высоко Он ценит человечество. Его миссия постоянно подвергалась угрозе срыва. Сатана заявлял о своем полноправном владычестве над человеческой расой. С какой настойчивостью и силой он пытался сломить Христа своими тонкими кознями! Только ценой самого отчаянного и жестокого конфликта с силами дьявола Христос мог совершить Свой план восстановления почти изглаженного образа Божьего в человеке, и поставить Свою собственную печать на его чело». (Бюллетень генеральной конференции, 2 марта 1897 года)
Знает ли Христос искушения женщин?
Христос сотворил как мужчину так и женщину. И хотя Он стал мужчиной, воплотившись в человека, Он познал искушения всех людей, и «осудил грех во плоти» как мужской так и женской. Дело в том, что всякий грех коренится в себялюбии и гордости. Себялюбие и гордость не имеют пола. Не бывает женского себялюбия и мужского себялюбие. И гордость у всех одна и та же. А проявляются они уже со своими особенностями у мужчин и женщин. Иисус, приняв нашу природу, победил грех в самом своем корне, и поэтому знает, как это происходит и у мужчин, и у женщин. Поэтому, несмотря на тот факт, что Иисус был мужчиной, Он является полным и настоящим примером для всех женщин, посылая нам всем «веру Иисуса».
Непреодолимые склонности ко злу.
Передал ли нам Адам непреодолимые склонности ко злу? Не будет ли точнее сказать, что грехопадение Адама передало нам такие склонности, которые побеждают всех людей, кроме Христа, и которые являются для нас непреодолимыми только тогда, когда мы живем в противлении Спасителю? Говоря о том, что тенденции ко греху, переданные нам от Адама, являются для нас непреодолимыми, разве мы не повторяем обвинение сатаны о том, что закон Божий падший человек не может исполнить? Разве представление о «непреодолимости» наших естественных наклонностей ко греху не поощряет аморальность и антиномианизм (учение об упразднении закона), являясь причиной той же теплоты Лаодикийской церкви?
Весть 1888 года сообщает нам о том, что наши греховные наклонности вполне преодолимы, если мы только понимаем и веруем в истинное Евангелие Иисуса Христа. Частью этой «благой вести» является свет о том, что Иисус Сам доказал «во дни плоти Своей», что эти тенденции могут и должны быть полностью подконтрольны. И это не фанатичный «перфекционизм», а искреннее понимание вести о праведности Христа.
Нет такого греха, за который не было бы оплачено полное возмездие на Голгофе. Об этом и говорилось в 1888-м году: Иисус сделал нечто гораздо большее, чем просто предоставил возможность, послал людям приглашение примириться. Он отдал Свою собственную жизнь и праведность всем людям, и поэтому единственной причиной, по которой кто-то не станет праведным, заключается в личном отказе принять этот дар, свободно данный (а не просто предложенный) всем. Но это еще не все. Вместе с искуплением погибшего человечества приходит и восстановление образа Божьего в людях - оправдание по вере, действующее в жизни. Алонзо Джоунс описывает это в книге «Освященный путь к христианскому совершенству»: «Поскольку воля Божья есть освящение наше, и совершенство всех поклонников Бога, поскольку воля Божья заключается в том, чтобы Его поклонники были настолько очищены, что уже не имели даже «сознания грехов», и поскольку служение и жертвы земного святилища этого сделать не могли, Он и упразднил их, чтобы установить волю Божью. «По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа. (Евр.10:10)» (стр. 60, или 85,86 в новом издании)
И снова мы читаем: «Придя во плоти, - уподобившись нам во всем, и будучи искушаем во всем подобно нам, - Он отождествил Себя с каждым человеком, придя туда, где находится всякий человек. И от того места, где находится всякий человек, Он освятил для каждой души новый и живой путь через все превратности и тяготы всей нашей жизни, и даже через смерть и могилу, путь во святое святых, одесную Бога навсегда» (стр. 61, или 87,88 нового издания)
Интересно отметить, что реакция на весть о праведности Христа со стороны большинства наших братьев в эпоху 1888 года не отличается от отношения стоящих возле Марии, когда она возвещала евангелие посредством наглядного урока, на который она не пожалела самое дорогое, что имела. «Напрасная трата!» - сказал Иуда. «Как она может разбрасываться такими средствами так легкомысленно? Многие реагируют так же, слыша о несравненной прелести и очаровании Христа, прошедшего наш путь освящения, не пользуясь никакими преимуществами, которые были бы недоступны и нам. «Для человеческого разума весь план спасения покажется напрасной тратой милости, любви и сил» (Библейский комментарий, том 5, стр. 1101).
Многие отворачиваются от евангелия, считая эту весть опасной и пытаясь покончить с ней. Все идущие этим путем до конца в эти последние дни земной истории окажутся на месте предателя Иуды, ибо именно после этого события он решил заключить договор с синедрионом о предательстве Христа.
Была ли причастность Христа к нашей падшей природе только вопросом его слабости, голода, жажды, утомляемости и другими невинными проявлениями результатов грехопадения? Да, конечно, Он принял на Себя и эти невинные последствия грехопадения. Но Он Сам ясно говорит о том, что Он также «принял» на Себя и внутреннюю духовную борьбу, которую мы проходим в своих искушениях. Ему постоянно приходилось бороться с желанием угодить Себе. «Я не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца» (От Иоанна 5:30); имея ввиду необходимость отрекаться от этого эгоистичного «я». Эллен Уайт описывала так: «Христос принял на Себя нравственную деградацию» («Желание веков», стр 117). Точно переведенная цитата звучит так: «Четыре тысячи лет человечество деградировало в физическом, умственном и нравственном смысле; и Христос принял на Себя эти слабости вырождающегося человечества. Только так Он мог извлечь человека из глубин его деградации».
Необходимость Христу отрекаться от Своего человеческого «я» не означает, что Он был эгоистом. Его совершенное самоотречение означало прямо противоположное. Вообще-то не существует такого явления, как бескорыстие без отречения от своего «я». И для Христа это отречение было такой же борьбой, как и для нас, тем паче ввиду предстоящей агонии креста.
Три обмана дьявола.
Эти три обмана были сплетены друг с другом в одно единое целое:
Смерти не существует. Ева поверила в весть змея о том, что природа человека бессмертна.
«Познание зла» так же важно, что и «познание добра», ибо существует единство противоположностей, без которого никак нельзя обойтись.
«Вы будете как Бог», ибо божественность присуща каждой бессмертной человеческой душе, ожидая только самореализации. Заметьте, какой искусной подделкой является этот обман евангельской истине «Христос в вас, упование славы». Вместо того, чтобы полагаться на Христа, чтобы Он «формировался» в нас, сатана склоняет к самонадеянности и самоправедности.
Эти три идеи развились вместе и распространились под разными именами, как например, Тот в Египте, Гермес в Греции, Ваал в Ханаане, и Меркурий в Риме. Они также эхом отражаются во многих учениях наших дней.
Искупленный страх.
Многие христиане понимают, что Бог может довести работу искупления до конца. Христос ведь умер за наши грехи. Но вместе с этим присутствует страх того, что в случае их продолжающихся грехов и упорства они создадут такой барьер между собой и Богом, что Бог будет вынужден сдаться. Этот страх основан на непонимании Божьей любви и коренится в глубоко сидящем эгоизме. Бог сделал большое чудо, вызвав к существованию церковь, которая должна возвестить миру о том, что Иисус – наш Первосвященник, и Он собирается не только объявить нас праведными, но и в самом деле сделать нас послушными Его закону, очищая наши сердца от всякого греха. Он развивает наш характер (праведность) верой в Его силу и власть над грехом. Таким образом наше «я» уходит с пути, и страх побеждается. Брат Ваггонер, чтобы показать эту истину о Боге, применяет образ покупателя. Цитирую: «Как часто служители евангелия слышат слова: «Я настолько грешен, что, боюсь, Господь не примет меня». И даже те, кто давно называют себя христианами, часто с грустью выражают желание иметь уверенность в их принятии Богом. Господь не дал никаких оснований для подобных сомнений. Вопрос принятия Богом навеки решен теми текстами, которые мы только что прочли. Христос купил нас, купил вместе со всеми нашими грехами и уплатил цену. Именно об этом говорит нам тот факт, что Он принял нас. Для чего человек идет в магазин и покупает какую-то вещь? - Потому что он желает ее иметь. Если он уже заплатил за нее, отдавая себе отчет в том, что именно он покупает, разве продавец волнуется о том, что покупатель откажется от этой вещи? – Совсем нет. Продавец знает, что теперь он должен доставить покупателю купленную вещь как можно скорее. Если же он не принесет покупателю купленное, он будет виновен в мошенничестве. Покупатель не будет равнодушно говорить: «Ну, я выполнил свою часть сделки. Если продавец не желает выполнить свою часть, пусть не выполняет. Все кончено. Он может оставить эту вещь себе, если хочет». Нет. Покупатель придет в магазин и скажет: «Почему вы не отдали мне то, что уже принадлежит мне?» Он будет предпринимать все возможные меры для того, чтобы овладеть своим имуществом. Точно так же и Господь не относится равнодушно к тому, покоряемся мы Ему или нет. Он бесконечной жаждой томится по тем душам, которые Он уже приобрел Своей драгоценной кровью. «Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Луки19:10). Бог «избрал нас в Нем прежде создания мира», и поэтому «Он принял нас в Возлюбленном» (Ефесянам 1:4-6)». Весть Миннеаполиса – это весть о близости Христа о природе Его обетований (обетований вечного, или Нового завета), чтобы мы уже не жили в страхе того, что мы сделали недостаточно для нашего спасения.
Братья Джоунс и Ваггонер вместе выделили три важных элемента уникальности трехангельской вести. Вот почему весть 1888 года идет дальше, чем реформаторы 16-го столетия:
Весть эта основана на истине об очищении святилища. Верующие призываются «уразуметь Первосвященника исповедания нашего» в Его работе по очищению святилища во вселенский День Искупления, начавшийся в 1844-м году. Об этом часто проповедовал Эллет Ваггонер.
Реальность близости Христа познается в «рассмотрении Христа последовательно и разумно, таким какой Он есть. Это значит рассматривать истинное учение Нового Завета о Его роли как Заместителя и Примера. Христос как наш Пример принял на Себя природу падших людей, пришел «в подобии плоти греховной», и таким образом стал способным «искушаемым помочь». Внимательно читая конец 2-й и 4-й главы послания Евреям мы понимаем, что способность Первосвященника «искушаемым помочь» поставлена там в прямую зависимость от Его способности «уподобиться» этим «искушаемым».
Вера в такого Спасителя и Первосвященника преобразует грешника в совершенного христианина. Заметьте слово «преобразует». Истинный верующий будет не просто «назван», или «юридически объявлен» таким. Он становится совершенным христианином посредством веры. Тем не менее такой христианин никогда не будет называть это своим совершенством, или даже думать об этом.
Христианское совершенство и перфекционизм.
Чем учение вести 1888 года о христианском совершенстве отличается от ереси перфекционизма?
Джоунс показывает отличия в своей книге «Освященный путь к христианскому совершенству»: «Совершенство, совершенство характера – вот цель христианина – совершенство, достигнутое в человеческой природе в этом мире. Христос достиг его в этой же человеческой природе в этом мире, и таким образом проложил освященный путь, по которому в Нем каждый верующий может достичь этой же цели. Он, достигнув совершенства, стал нашим великим Первосвященником, и посредством Своего священнического служения в святилище делает нас способными достичь этой же цели.
Перфекционизм – это ересь, которая имеет следующие особенности:
Оно признает устранение греховной природы человека в какое-либо время до второго пришествия Христа и прославления святых.
Оно заявляет о совершенном восстановлении умственных и физических сил, пока человек продолжает оставаться смертным.
Совершенство человеческой плоти.
Святая жизнь, возможная без Божьей благодати.
Внимание обращается на самого человека, на его заслуги, на его праведность.
Заявления о том, что спасение совершается на основании святости.
Заявления о доверии таким побуждениям и впечатлениям, которые не основываются на слове Божьем и ставятся выше него.
Вера в то, что после особого опыта «наполнения святостью» уже невозможно согрешить или пасть.
Заявления о том, что человек безопасен благодаря одному только юридическому оправданию, и может продолжать жить для себя, нарушая закон Божий.
Заявления о том, что грех перестает быть грехом, если совершается «спасенным» или «освященным» человеком.
Ни одна из этих ложных идей не содержится в вести 1888 года. Но в ней мы находим ясный призыв к приготовлению ко второму пришествию Христа. Эллен Уайт услышала этот призыв. Говоря о вести Ваггонера и Джоунса, она отметила: «Эта весть должна была показать миру более ярко возвышенного Спасителя, жертву за грехи всего мира. Она открыла оправдание через веру в Поручителя; она пригласила народ принять праведность Христа, которая проявляется в послушании всем заповедям Божьим… Это и есть трехангельская весть, которая должна возвещаться громким голосом, и которую должно сопровождать излитие Его Духа в обильной мере» («Свидетельства для проповедников», стр. 91,92).
Эллен Уайт часто заявляла о том, что тайная любовь ко греху является настоящей причиной отвержения этой вести. Ваггонер говорит нам о том, что он обязан и Лютеру и Уэсли своим первоначальным пониманием вопроса совершенства. Уэсли ясно учил возможности безгрешной жизни в смертной плоти, но ему не хватало истины об очищении святилища. И страшное противодействие, которое ему пришлось перенести в свое время предвосхищало то противление, которое должны были встретить Джоунс и Ваггонер. Уэсли сказал о противостоянии своих дней: «В Священном Письме вряд ли найдется слово, которое вызывало больше обид, чем это. Слово «совершенный» многие не могут даже слышать. Сам этот звук является для них мерзостью. Кто бы ни проповедовал о совершенстве (каким оно есть на самом деле), кто бы ни говорил о том, что его можно достичь в этой жизни, навлекает на себя большую опасность, ведь его могут назвать худшим, чем язычник, или мытарь» («Труды Уэсли», том 6, стр. 1). « ««Нет» - говорит великий человек (Зинзендорф) – «это заблуждение из заблуждений, и я ненавижу его всем своим сердцем. Я преследую это заблуждение по всему миру огнем и мечем». Откуда столько ярости?... Почему те, кто противятся спасению от греха (за исключением немногих) настолько ревностны, вернее, я хотел сказать «яростны»?... Во имя Господа, почему вы так любите грех? Что доброго он вам сделал? Почему он вам так дорог, как в этом мире, так и в будущем? И почему вы так воинственны против тех, кто надеется на спасение от него?» (Там же, стр. 424).
Уэсли приходилось сталкиваться с тем же, с чем по словам Эллен Уайт придется встретиться и нам – «странной силой, противящейся идее о достижении совершенства, которое показал нам Христос». Эта «странная сила» действует таинственным образом и сегодня даже в Церкви Адвентистов Седьмого Дня. У этого же автора мы читаем: «Сатана объявил, что сыновья и дочери Адама не могут соблюсти закон Божий, и таким образом обвинил Бога в недостатке мудрости и любви. Если они не могут соблюсти закон, то значит в самом Законодателе что-то не так. И многие люди, живя под контролем дьявола, вторят этим обвинениям, подтверждая своей жизнью эту ложь».
«Но Христос принял человеческую природу, и стал таким же «должником в исполнении всего закона» за тех, кого Он представлял… И Он исполнил каждое требование закона, и осудил грех во плоти. Но многие служители повторяют ложь книжников, священников и фарисеев, следуя их примеру и уводя народ от истины».
«Бог явился во плоти и осудил грех в этой плоти, проявляя совершенное послушание всему закону Божьему. Христос не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его… Более того, Он устранил всякое оправдание падших людей, всякое основание, на которое можно было опереться, объясняя свое несоблюдение закона Божьего».
«Христос свидетельствует, что посредством Его вмененной праведности верующая душа будет послушна заповедям Божьим».
«Христос принес настолько полную и совершенную жертву, что посредством Его благодати каждый человек может достичь стандарта совершенства. Те, кто принимает эту благодать и следуют его примеру будут вписаны в книгу жизни словами: «Совершенен в Нем, без пятна и порока».
«В Своей великой любви Христос смирил Себя ради нас… Мы тоже призваны смириться перед Ним. Когда эта покорность будет полной, Христос сможет закончить ту работу, которую начал для нас, смиряя Себя. И тогда Он сможет привести нас к полному восстановлению» (Ревью энд Геральд, 30 мая 1907 года)
Заметьте, что Христова вмененная праведность способна на нечто большее, чем просто юридическое оправдание. Она делает верующего послушным и приносит совершенство характера.
Пусть познание Евангелия Иисуса Христа откроет нам этот «совершенный путь», открытый нам самим Господом.
Чтобы из первых рук бесплатно получать текстовые и аудио варианты этих уроков сразу после их выпуска, обращайтесь по адресу электронной почты, который вы видите на экране.
pavelk1@bk.ru
Поддержки хватило на этот и еще один урок. Благодарим Бога и всех, кто участвует в этом проекте, во-первых, молитвой, во-вторых, словами признания и поддержки, в третьих разумными советами, а также и другими видами участия.
Мы используем файлы cookie для персонализации контента и рекламы, предоставления функций социальных сетей и анализа нашего трафика. Мы также делимся информацией о вашем использовании нашего сайта с нашими партнерами по социальным сетям, рекламе и аналитике.