Вернуться
назад к меню
"Комментарии Пола
Пенно на уроки
Субботней школы"
Комментарий на урок под названием
«Великая борьба и ранняя церковь»
из цикла "Великая борьба".
Пастор Пол Пенно.
Перевод, озвучивание и дополнения Кожевникова Павла.
Чтобы из первых рук бесплатно получать текстовые и аудио варианты этих уроков сразу после их выпуска, обращайтесь по адресу электронной почты, который вы видите на экране.
pavelk1@bk.ru
Пятидесятница: История Израиля имеет свои уроки.
Обращение и служение Иисуса иудейскому народу не достигло своей цели. Но все-таки на пятидесятницу была явлена славная демонстрация принципа корпоративного покаяния. А значит, Его обращение к иудейскому народу не оказалось абсолютно бесполезным. И хотя призывы Иисуса не нашли своего отклика в иудейском народе, все же славный пример такого всеобщего покаяния случился на пятидесятницу. Его призывы и увещания наконец принесли плоды. Скорее всего не все из трех тысяч обращенных в этот день лично кричали Пилату «распни Его» во время суда над Христом, или лично насмехались над ним, когда Он висел на кресте. Но все они осознали свою личную причастность к всеобщей вине распятия Сына Божьего. Трудно поверить в то, что все эти три тысячи лично присутствовали при расправе над Иисусом в той или иной мере, но все они без исключения признали своё участие в этом. Духовные же лидеры этого народа упрямо отказались признавать свою вину: «не запретили ли мы вам накрепко учить о имени сем? и вот, вы… хотите навести на нас кровь Того Человека» (Деяния 5:28). Их единственная надежда заключалась в признании того, что Его кровь была И НА НИХ.
Пятидесятница как образец возрождения вдохновляет многих христиан уже 2000 лет. Что же привело к таким результатам? – Люди увидели и признали свою корпоративную вину, честно исповедав свое участие в величайшем грехе всех веков. Однако духовные лидеры иудейского народа отказались признавать за собой эту вину. «не запретили ли мы вам накрепко учить о имени сем?... вы хотите навести на нас кровь Того Человека» (Деяния 5:28). Они ни в коем случае не собирались признавать корпоративную вину. Мы как Адвентисты Седьмого Дня тоже отказываемся это делать уже многие десятилетия. Но именно таким образом иудеи отвергли свою единственную надежду на спасение.
Пятидесятница стала образцом и примером того, как рядовые члены церкви превзошли в своем благочестии и смирении своих духовных лидеров. Последнее же излитие Святого Духа в «позднем дожде» будет продолжением и развитием этого же опыта Пятидесятницы.
Реакция руководства на благословения Пятидесятницы проявилась несколько месяцев спустя. Синедрион отказался признать свидетельство Стефана о корпоративной вине, показанной им в истории их народа: «Вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы. Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались ныне вы» (Деяния 7:51,52). Они «затыкали уши свои, и единодушно устремились на него, и, выведя за город, стали побивать его камнями» (Деяния 7:57,58).
Какой образец поведения мы здесь видим? – Тот же, который мы наблюдаем в поведении Каина. Поколение за поколением отказывалось признать свою корпоративную вину. Наконец Израиль, упорствующий в своем нераскаянии, продемонстрировал всему миру на все будущие века трагические последствия всеобщей нераскаянности. И «все это происходило с ними, [как] образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков» (1-е Коринфянам 10:11).
Но в тот трагический момент, когда Израиль запечатал свою судьбу убийством Стефана, истина начала действовать и производить свои плоды в одном из искренних сердец этого народа. Эта истина могла бы привести к полному очищению греха Израильского народа. «Свидетели полагали одежды у ног юноши по имени Савл». Этот молодой человек и смог повлиять на сознание многих посредством великой идеи «всемирного тела Христова», которая в конце концов проявится в полной и последней демонстрации благословений того покаяния, которое отвергли иудеи.
Самопровозглашающееся евангелие.
Мы энергично и старательно трудимся, провозглашая евангелие. Разве остался такой метод, который мы еще не испытывали? Такой метод, который заключался бы не в нажатии кнопок электронных устройств и распространении обаяния одного человека на весь мир, пытаясь уравновесить и скомпенсировать этим влиянием отдельно взятых «сияющих» личностей влияние на мир всей церкви численностью в 19 миллионов человек? Существует ли такой метод, который имеет в себе самом встроенный источник энергии, который бы действовал в обычных членах церкви, приводя многих к обращению?
Посещая церковные общины, мы часто слышим призывы: «Делайте больше, трудитесь лучше, завоевывайте души! Смотрите, как свидетели Иеговы и мормоны ходят от дома к дому. Почему мы не можем делать так же и даже больше?» Кто не желает, чтобы церковь имела гораздо большую эффективность в завоевании душ для Иисуса? Читая о деятельности ранней апостольской церкви в Новом Завете, мы не видим каких-то приемов стимулирования членов церкви заниматься евангельской работой. Возникает впечатление, что у каждого из них был свой встроенный источник питания и энергии. И этот источник делал их чрезвычайно ревностными. Другими словами, они были движимы такими мотивами, которые исходили от созерцания чего-то весьма особенного в жертве Христа. Как только эта реальность открывалась их душе, с ними уже невозможно было ничего поделать. Косноязычные начинали говорить, стеснительные заводить знакомства (Исаия 32:4; Захария 12:8). Они ведь увидели Мессию как Второго Адама, который умер «за всех». Это означает, что если бы Он не умер, то мы все были бы уже мертвы. Поскольку Он стал в корпоративном смысле единым с человечеством, «все умерли» в Нём; и теперь уже никто не может «жить для себя». Вы уже не можете думать, что принадлежите себе, или владеете чем-либо как своим собственным. Одним-единственным взмахом божественного меча Гордиев узел человеческого эгоцентризма был разрублен. Это сделал крест. Новый смысл жизни открывается и пленяет сердце: если вы верите в это самораспространяющееся евангелие, вы будете жить только «для Умершего для вас», и это не будет связано ни со страхом вечного наказания, ни с надеждой на небесную награду, которые, возможно, двигали вами до сих пор. Материализм, чувственные удовольствия, и все остальные эгоцентричные «двигатели» сердца растворяются этим феноменальным новым смыслом жизни. Потому что вы увидели, что вы находитесь в вечном долгу перед Сыном Божьим, и при всем при этом Он без единого слова ропота, недовольства и даже упрека умирает за вас на кресте, беря на Себя все ваше наказание – вашу вторую смерть. Эта правда везде найдет приют в сердцах людей, потому что везде есть искренние люди, готовые принять её в свою душу. Поэтому иудеи и язычники после пятидесятницы приходили буквально ниоткуда, выражая готовность принять Господа и отозваться на Его влечение.
Это понимание значения креста впервые потрясло умы людей на Пятидесятницу. «Вы от Святого и Праведного отреклись», воскликнул Петр. «Вы убили Начальника жизни, Которого Бог воскресил из мертвых, чему мы свидетели… Поэтому покайтесь и обратитесь (Деяния 3:14, 15). И они покаялись, и обратились. Истина, высказанная в любви Агапе «объяла» и побудила множество людей отозваться – 3 тысячи в один день. Это и было «ранним дождем». Сегодня же мы ожидаем «позднего дождя». Это же самопродвигающееся евангелие, явленное на Пятидесятницу, совпало с началом служения Христа в небесах в качестве Первосвященника. Сегодня же Его завершающее служение в наш вселенский День Искупления будет сопровождаться полностью раскрытым «вечным евангелием», которое «осветит всю землю своей славой». И эти же мотивы, берущие начало у креста, будут двигать и последним взрывом завоевания душ для Христа на земле.
Иоанн пишет в книге Откровение: «После сего я увидел иного Ангела, сходящего с неба и имеющего власть великую; земля осветилась от славы его. И воскликнул он сильно, громким голосом говоря: пал, пал Вавилон, великая [блудница]… И услышал я иной голос с неба, говорящий: выйди от нее, народ Мой» (Откровение 18:1-4). Этот призыв будет сопровождаться повторным излитием силы Божьей, или второй пятидесятницей. Эллен Уайт в видении лицезрела то, что будет происходить во второй раз: «Свет, пролитый на ожидающих проникал везде, и те в церквях, кто имел хоть какой-то свет, повиновались этому призыву… Побуждающая сила двигала искренними сердцами (сравните выражение «побуждающая сила» с выражением «любовь Христова объемлет нас», которая означает «поведет нас» - 2-е Коринфянам 5:14).
И еще: «Слуги Божии, облеченные силою свыше с сияющими лицами и святой преданностью отправятся возвещать небесную весть. Искренние души, рассеянные по различным религиозным организациям, откликнутся на святой призыв и будут выведены из обреченных на погибель общин подобно тому, как Лот был выведен из Содома накануне истребления этого нечестивого города» («Ранние произведения», стр 278, 279.)
В 1888-м году Господь «послал» нам «начало» этой вести. Эллен Уайт называла её «светом, который осветит землю своей славой». Если бы она была принята, выражаясь её же словами, «тогда сильный и ясный свет этого иного ангела, сходящего с неба, и имеющего власть великую, наполнил бы землю своей славой… Небесные вестники были опечалены, видя эту задержку… Ангелы небесные искали возможности возвестить на земле через человеческие существа оправдание по вере, праведность Христа». «Громкий клич третьего ангела уже начал звучать в откровении праведности Христа». (Эллен Уайт, Материалы 1888 года, стр. 673, 1070-1073). Неужели Церковь Адвентистов Седьмого Дня так и не признает это «начало» последней вести, которая «в великой степени» была отвергнута ею и «удержана от мира»? (Избранные вести, том 1-й, стр. 234, 235).
Этот же автор показывает сходство первой Пятидесятницы со второй в сборнике «Материалы 1888 года», (стр. 1073-1074): «На земле будет проведена такая работа, которая будет похожа на происходившее во время излития Духа Святого во дни первых апостолов, когда они проповедовали Иисуса, и Иисуса распятого. Большое количество людей будет обращаться в один день, ибо эта весть будет сопровождаться силой… Тема, которая может привлечь сердце грешника – это Христос и Христос распятый. На Голгофском кресте Иисус явлен миру в несравненной любви (Агапе). Покажите Его алчущим людям именно таким, и свет Его любви переведет людей от тьмы к свету, от беззакония к послушанию и истинной святости. Созерцание Иисуса на Голгофском кресте пробуждает совесть к осознанию чудовищности греха так, как ничто иное этого сделать не может».
Что же включает в себя самораспространяющееся евангелие?
Оно отвечает сердечным запросам и нуждам каждой искренней души в «Вавилоне» (а там таких очень много), так что «истина ясно открыта, и искренние дети Божьи разрывают узы, связывающие их. Родственные связи, обязанности перед Церковью (дословно «церковные связи») будут бессильны остановить их. Истина драгоценнее всего остального. Несмотря на сплоченные силы противников истины, большое число обращенных перейдет на сторону Господа» («Великая борьба», стр 612).
Несколько выдающихся истин будут отчетливо выделяться в этой последней вести:
1. Более ясное представление о том, что же на самом деле произошло на кресте Христовом. И это логично, ибо крестная жертва была сердцем вести «раннего дождя» на Пятидесятницу, и также должна стать сердцем вести «позднего дождя» во время её провозглашения. Эта весть не будет «доктриной номер 29», а таким светом, который пропитывает и оживляет все 28 настоящих доктрин.
Центральная тема книги Откровение – Христос в роли «Агнца» (словом «Агнец» Христос назван в этой книге 25 раз). В то время как здравый страх и предостережения будут частью этой вести, её реальная мотивация, которая «объемлет» сердца людей и «поведет» их к действию, будет заключаться в «несравненной любви Христа». «Те, кто есть плоть и пьют кровь Сына Божьего, извлекут из книг Даниила и Откровение такую истину, которая вдохновлена Духом Святым. Они начнут действовать так, что никакая сила не сможет их остановить» («Свидетельства для проповедников», стр. 116).
Только самопродвигающееся евангелие, или Благая Весть, может победить все те «силы», которые сегодня «удерживают» искренние души в Вавилоне. Молодежь и рядовые члены церкви будут действовать на одном уровне и плечом к плечу с профессионалами (чье «яркое влияние» не будет умалено) в возвещении взрывной, несущей свободу Благой Вести. Их рвение будет стимулироваться не современными приемами мотивации и высокими технологиями, а смиряющим сердце осознанием того, что стоило «Агнцу» спасти таких грешников, как мы.
2. Фраза «несравненная любовь Христа» говорит о том, что «Агнец» будет центральной темой всех пророчеств. Глубина и масштабы жертвы Христовой будут показаны в том, какую смерть Он принял за нас – вторую смерть, которая ожидала все погибшее человечество. Но все, кто верит в естественное бессмертие души, не могут постичь уникальную глубину этой любви (Агапе). Это невозможно с идеологией Римской католической церкви и даже большинства протестантских деноминаций, включая евангелические церкви. Эта идея находит свое выражение в трудах Эллен Уайт, но ещё никогда не возвещалась в нашем публичном евангельском служении. Библия гласит, что:
А) Отец «возложил на Христа беззакония нас всех» (Исаия 53:6). Значение этой правды ошеломляет: «Мы все» - это все человечество. А это значит, что Он не вменяет нашего беззакония никому из нас, жителей Земли.
Б) Вместо того, чтобы вменять «беззакония» людей им самим, или обращать их на их же голову, Он вменил, или направил их на Христа: «Бог был во Христе, примиряя с Собою мир, не вменяя людям беззаконий их» (2-е Коринфянам 5:19). Он относится ко «всем людям» с незаслуженной добротой, с такой благодатью, как будто бы мы никогда не грешили (Титу 2:11). А если бы это было не так, нас бы в живых уже никого бы не было.
В) Эта благодать проявляется к нам потому, что Христос «вкусил смерть за каждого» (Евреям 2:9). Писание непреложно: полное наказание было снято с каждого грешника, когда-либо жившего на планете. Поэтому единственной причиной погибели человека может быть только его собственное неверие. Отвергая это спасение, человек тем самым берет на себя свое наказание снова. «неверующий уже осужден… Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет» (От Иоанна 3:18,19). Бог не собирается пугать грешника наказанием или мстить ему за то, что он предается неверию. Всякое наказание или последствие неверия люди навлекают на себя сами.
Г) «Праведностью одного Человека свободный дар благодати сошел на всех людей и привел к оправданию жизни» (Римлянам 5:18). Некоторые версии перевода называют это «юридическим вердиктом оправдания всех людей».
Д) Этот «свободный дар благодати одного Человека Иисуса Христа преизбыточествует для многих», точнее для всех, если придерживаться оригинального выражения (стих 15).
Е) Благодать Христова не только «гораздо более преизобилует», чем грехи всего человечества, она принесла с собой «дар», так что речь идет о двух понятиях: «благодать» и «дар благодати», которым эта благодать наделяет (стихи 20, 15, 16; слова «предлагает» здесь нет).
Ж) Этот «дар» является даром оправдания, который «пришел на всех людей», подобно «благодати, которая окружает весь мир, как и атмосфера, циркулирующая по всему земному шару» (стих 18-й, «Путь ко Христу», стр 68). Это чудо не является мистикой. Весть о нем пронизывает сердце. Грешник начинает понимать ужас ада, из которого он был извлечен, и чувствует себя по-настоящему «ожившим из мертвых», избавленным от смерти, которая была бы для него вечной (Римлянам 6:13). Никакая радость не может быть глубокой и продолжительной, если она не основывается на этом фундаменте радостного покаяния. «Если один умер за всех, значит все умерли». Вы умираете, чтобы уже сказать: «Я сораспялся Христу» (Галатам 2:20). Эта реальность подлинна, а не просто теория. Вы чувствуете, что каждый ваш вздох, каждый прием пищи куплен Его кровью. Всякая печаль и нежелание чем-то жертвовать ради Христа забыты; вы подобны смертнику, отпущенному прямо с эшафота на полную свободу. Вы понимаете, что имел ввиду Павел, когда писал: «А я не желаю хвалиться (дословно: «Не дай Бог, чтобы я хвалился»), разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира. (К Галатам 6:14)
З) Таким образом Христос и полностью обратил вспять то юридическое «осуждение», которое первый Адам навлек на все человечество, подарив всем людям «юридический… вердикт… оправдания», который распространяется тоже на все человечество (стих 16). «Ибо хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и дает жизнь миру… хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (От Иоанна 6:33,51).
И) Эта «жизнь» представляет собой не только физическое существование, которое мы разделяем с животными. «Я пришел, чтобы имели жизнь и имели с избытком» (Иоанн 10:10). Всякое счастье, которому радовались как верующие так и неверующие жители планеты, даровано им этой Жертвой: «Но Он взял на Себя наши печали и понес наши скорби… наказание мира нашего [было] на Нем» (Исаия 53:4,5, дословный перевод). Подумайте об этих «печалях» и «скорбях», и о «наказании», которое вас не постигло. И тогда никому не нужно будет «стимулировать» вас отдать себя Иисусу, или чем-то пожертвовать ради Него.
К) Весть Пятидесятницы провозгласила прощение всему человечеству, особенно за вовлеченность «всех» в грех убийства Сына Божьего. «Все» были объявлены «принятыми в Возлюбленном» (Ефесянам 1:6). Когда Отец произнес с неба во время крещения Христа: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение», Он при этом обнимал все человечество «в Нём» (Матфея 3:17; «Желание веков», стр. 113).
3. Та же радость, которая наполнила сердца рядовых членов церкви на Пятидесятницу, снова наполнит сердца многих. Отец Сам пригласил вас к Себе в лице Своего Сына! Уже никто не сможет удержать вас от того, чтобы сообщить об этом кому-то другому. Как писал Павел, «Агапе Христа объемлет (поведет) вас.
4. Еще не все христиане увидели этот свет. Для многих «иго» Христово кажется тяжким, и бремя Его нелегким. Многие еще не осознали того, что произошло на кресте. Две популярных теории, два общепризнанных принципа препятствуют в этом.
Строгий кальвинизм гласит, что Христос приобрел спасение только для определенной категории людей, для «избранных», а для остальных никакого спасения не было даже предусмотрено. Это учение утверждает, что смерть Христа совершила спасение (и это правда), но вместе с этим оно говорит, что от этого спасения «избранные» уже никуда не смогут деться (что неправда). С такой полуправдой и двойным предназначением кальвинизм представляет собой искаженное евангельское учение, которое делает личную веру человека совершенно не играющей никакой роли. Кальвинизм утверждает, что если не все, за которых Христос умер, спасутся для вечности, то Бог будет посрамлен и Его верховная власть принижена. Опять же, Чарльз Сперджен наполовину прав, и наполовину нет, говоря: «Если Христос умер за вас, вы просто не сможете погибнуть. Бог не будет никого наказывать дважды за одно и то же. Если Христос уже понес наказание за ваши грехи, то вас Бог наказывать уже не будет» («Восстановленное учение о предопределении», стр. 155 – цитирует Лорейн Бетнер) Однако Сперджен еще не понимал полную истину о праведности по вере. На следующей же странице Бетнер ошибочно заявляет: «Вселенское искупление означает вселенское спасение». Это учение не признает возможности для грешника иметь свободу отвергнуть то, что ему уже было дано «во Христе».
Учение Кальвинизма спровоцировало появление другого крыла – учения Арминианства, которое учит тому, что Христос умер за всех людей, но Его смерть не приносит никому никакой пользы до тех пор, пока человек не уверует, не примет Христа, или каким-то другим образом не проявит инициативу в своем личном спасении. Это учение на первый взгляд решает проблему, созданную кальвинизмом, но оно также не может отобразить полную истину, которой учит Писание. Её логическим итогом является представление о том, что спасение верующего зависит от его собственной инициативы, что в свою очередь несет идею его собственных заслуг в спасении, в добрых делах послушания, которые являются ключом к его спасению. Это учение принято повсеместно, и весьма популярно, но оно и приводит к теплоте Лаодикии: ведь настаивая на том, что жертва Христа не приносит грешнику спасения до тех пор, пока он не уверует, мы подрываем главное учение евангелия, представляя жертву Христа недейственной для подавляющего большинства людей на земле. Спасение в данном случае открывается грешнику не как дар (о чем говорит Писание), а всего лишь как предложение (Писание же идет гораздо дальше).
Учение, открытое Адвентистам Седьмого Дня об очищении святилища в великий День Искупления помогло Алонзо Джоунсу и Эллету Ваггонеру увидеть, что жертва Христа на самом деле «совершила» спасение мира, за который Он умер, но вместе с этим увидеть ясную причину ложности учения универсализма (учения о спасении всех без исключения людей). Вот как брат Ваггонер выражает эту мысль в своем комментарии на послание к Римлянам: «Вера Христова должна была принести праведность Божью, потому что обладание этой верой означает пребывание в самом Господе. И эта вера дана каждому человеку, точно также как и Христос отдан каждому человеку. Вы спрашиваете: «Что же тогда может помешать спасению каждого человека?» Ответ прост: «Ничего, кроме того факта, что не все люди пожелают эту веру сохранить. Если бы все сохранили то, что Бог им дает, все были бы спасены». «Не все, что потеряно в Адаме восстановлено во Христе, а «гораздо более»… Жизнь, причастниками которой мы сделались во Христе, гораздо сильнее способна явить праведность в нас, чем жизнь, которую мы приняли от Адама, способна открыть в нас неправедность. Бог не действует наполовину. Он дарует «обилие благодати» (смотри там же).
«Здесь не существует исключения (говорит о тексте из Римлянам 5:16-18). Как осуждение (вторая смерть) постигло всех, так и оправдание дается всем. Христос вкусил смерть (понятно, что вторую смерть) за каждого, Он отдал Себя за всех. Более того, Он отдал Себя за каждого человека. Свободный дар сошел на всех. Само определение «свободный дар» доказывает, что исключений здесь нет. Если он сошел только на тех, кто имеет какую-то особую квалификацию, то этот дар уже нельзя было бы назвать свободным».
«В Библии ясно показан тот факт, что дар праведности и жизнь Христова дарованы каждому человеку на земле. И не существует ни малейшей причины, по которой каждый человек не получил бы вечного спасения, за исключением его собственного отвержения этого дара. Очень многие отвергают дар, дарованный им совершенно свободно… Смерть перешла на всех людей, ибо все согрешили, и дар праведности дарован всем людям как жизнь самого Христа» (там же, стр 101, 102).
В книге «Радостные вести» Эллета Ваггонера (чтобы получить точный перевод этой книги, пишите мне на почту) мы находим: «Бог совершил спасение для каждого человека, и подарил его ему, но большинство отвергают его и отбрасывают от себя. Суд откроет тот факт, что полное спасение было даровано (а не просто предложено) каждому человеку, но погибшие добровольно отвергли свое право первородства» (стр. 13, 14). Затем брат Ваггонер выражает евангельский потенциал этой истины: «Тысячи возрадуются этой вести» (там же, стр. 107).
С великой силой.
Апостолы с обновленной смелостью свидетельствовали о том, что видели своими очами. Каждый узнал о смерти Иисуса, но немногие осознавали её значимость. И тут ученики Христа сыграли особую роль. Прекратив спорить о своем положении и важности, они делились со всеми, с кем только могли тем, что означает для людей смерть и воскресение Иисуса. Они сперва указывали прямо на беззаконное и постыдное осуждение, которое привело к распятию Иисуса: «вы взяли и, пригвоздив Его руками беззаконных, убили» (Деяния 2:23), провозглашая о том, что «Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли» (Деяния 2:36). Признавая свою неправоту, люди спрашивали, осознавая свою личную вину: «Что же нам делать?» (стих 37-й). В ответ апостолы провозглашали весть прощения: «Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов» (стих 38-й).
Все это очень встревожило первосвященника и его приближенных, которые имели сильные аргументы в защиту своей духовной власти, предъявляя их простому народу, и которые, будучи саддукеями, не верили в воскресение. Они сразу же распорядились арестовать Петра и Иоанна (Деяния 4:2, 3). На следующий же день эти два апостола были приведены из темницы к группе духовных лидеров, которые все были из одной и той же семьи (стих 6-й), чтобы ответить на вопрос, чьей властью они действовали (7-й стих). Всего лишь несколько недель назад апостолы бы не замедлили с ответом о том, что им дана власть ключевых фигур и лидеров в новом царстве, которое Иисус пришел установить. Но вместо этого они указали на самого Иисуса, и сказали, что именно Он совершил все те чудеса, которые имели место (стихи 9-12), показывая вину первосвященников в распятии Иисуса и заявляя, что Бог показал Себя выше них, воскрешая Иисуса из мертвых (стих 10-й). Петр и Иоанн также объявили, что спасение пришло ко всем людям исключительно от Иисуса, показывая, что служение этих священников с этим совершенно не связано. Священники изумлялись, не ожидая услышать такого от «некнижных и простых» людей (стих 13-й). Удалив апостолов из зала, священники посовещались между собой, считая, что запретив апостолам учить об имени Иисуса, они добьются своей цели и апостолы замолчат. Но не тут то было.
Стефан.
До самого назначения Стефана дьяконом (Деяния 6:5, 6) апостолы смело возвещали евангелие в присутствии духовных лидеров своего народа (Деяния 4:7-12; 5:27-32) и избегали последствий. Но когда Стефан попытался сделать то же самое, он был убит разъяренной толпой. Стефан был «исполнен веры и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе» (Деяния 6:8). Его свидетельство было настолько сильным, что его враги сфабриковали ложные обвинения против него, и повели его на совет (стихи 9-14). Его речь в свою защиту стала изумительным обзором истории великой борьбы в жизни Авраама (Деяния 7:2-8), Иосифа (стихи 9-16), Моисея (стихи 17-29), израильского народа в эпоху Исхода (стихи 30-43), и всех избранных Богом, Который больше всякого храма, построенного человеческими руками (стихи 44-50). Эта идея была просто немыслимой и ненавистной для религиозной элиты того времени. Последующие слова Стефана были еще более открытыми и прямыми (стихи 51-53), и видимо духовная элита уже не могла больше терпеть напоминаний о том, что они убили Иисуса несправедливо. Их сатанинская ярость (стихи 54, 57) была в резком контрасте с тихим спокойствием первого христианского мученика, который, исполнившись Духа Святого, получил видение об открытых небесах (стихи 55, 56), и обрел уверенность в своей абсолютной безопасности в Божьих руках (стих 59-й), выражая своим последним вздохом одно лишь сострадание к своим убийцам (стих 60-й). Именно этот контраст сводит на нет все преследования с тех пор и доныне. Вместо уничтожения Божьего народа и его веры, преследования служили только распространению этой веры, поскольку многие наблюдатели, возмущенные несправедливостью, которой они были свидетелями, отвергали организаторов религиозных притеснений и становились на сторону притесняемых. «Кровь христиан – это семя».
Хотя написано, что «многие из священников покорились вере», пока Стефан был жив, его смерть доказывает сильное противление с этой стороны. При суде над Стефаном присутствовал один молодой перспективный человек, обученный в школе раввинов, который не был убежден речью Стефана и тем движением, которое тот представлял. Савл из Тарсиса наблюдал за казнью Стефана (Деяния 7:58), и вскоре сам стал участвовать в отчаянной борьбе против молодой церкви. Он был ответственным за заключение и смерть многих новообращенных христиан (Деяния 8:3). Но Божье провидение только обратило эти гонения в средство рассеяния верующих повсюду (стих 4-й), где они получили возможность распространять евангелие Иисуса. В то время как смерть Стефана положила начало единому стремлению уничтожить Божий народ, к удивлению всех один из самых коварных врагов Христа и Его церкви обратился в христианство и стал одним из самых ревностных последователей Господа. Неумолимый Савл из Дамаска держал путь в Дамаск, чтобы уничтожить местную церковь (Деяния 9:1, 2), но перед встречей с последователями Христа он встретился с самим их Господом. Порой случается так, что величайшие победы Бога над злом достигаются теми, кто наводил в прошлом страх и ужас на Божий народ, а затем стал великим сотрудником Божьим. Подобным же образом и этот величайший враг Евангелия стал его самым великим защитником.
Корпоративное покаяние в ранней церкви.
Личное покаяние для того, кто видит себя во свете Голгофы – это видение своего собственного характера таким, какой он есть. То, что раньше было неосознанным, становится открытым для понимания и восприятия. Глубоко сидящий в душе грех, испорченность всех мотивов (в том числе религиозных мотивов) – все это открывается в потоке света, текущего с креста. Учение Нового Завета открывает нам такое покаяние и веру, природа которых неразрывно связана с опытом познания искупления.
Покаяние же церковного тела, или всеобщее покаяние – это результат осознания истории церкви, её оценки во свете Голгофы. То, что ранее было неосознанным, становится очевидным. Движения и события, которые были ранее покрыты тайной, открываются в их подлинной значимости. Как личное, так и корпоративное покаяние возможно только после ясного восприятия значения веры.
Пятидесятница навсегда открыла славу и красоту истинного покаяния. Никто не мог понять главную суть покаяния до событий креста. Не жалея и не выбирая слов, Петр возложил полную ответственность за убийство Христа на всех своих слушателей: «Итак твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли» (Деяния 2:36). Результатом этого прямого свидетельства было феноменальное, невиданное доселе (и редко повторяющееся позже) покаяние. «Услышав это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия?» (Деяния 2:37) События, описанные в стихах с 41-го по 47-й изумляют своей славой. Пережив глубокое покаяние, ранняя церковь приготовилась к высокому опыту радостной, служащей любви.
Причины успеха апостолов.
Данная формулировка – «Вы распяли Христа, поэтому покайтесь» - была основой успеха ранней церкви. «Христос распятый» стал центральной темой всего служения апостолов. Их слушатели не питали никаких иллюзий относительно своей вины. Книга Деяний не была бы написана, если бы каждый из обращенных членов ранней церкви не понял свою полную ответственность, свое участие в корпоративной вине всего своего поколения (как и прошлых поколений) в убийстве Сына Божьего, и таким образом не разделил радостный опыт соответствующего покаяния.
Начиная с 10-й главы книги Деяний мы читаем о том, как представители других народов кроме иудеев разделили этот же славный опыт. Однако эти язычники не имели никакого личного участия в событиях Голгофы. Апостолы изумлялись тому, что язычники разделяли опыт этого же восприятия событий креста, что и уверовавшие иудеи, и таким же образом получали дар Духа Святого (Деяния 10:44-47). Петр и его сотрудники видимо не ожидали такого принятия евангелия, потому что Петр в своей проповеди в доме Корнилия особо отметил, что именно иудеи «убили и повесили (Христа) на древе». Он ничего не говорил о вине язычников в этом преступлении. Феноменальное принятие Духа Святого иудеями было напрямую связано с их покаянием в грехе всех грехов – распятии Сына Божьего. Как же могли «невиновные» язычники стать причастными в этом опыте? Дух Святой благословил речь Петра больше, чем сам Петр этого ожидал. Его кающиеся слушатели отождествили себя с иудеями, полностью разделив их вину. Только так они могли познать глубины покаяния, которое сделало их способными принять силу Духа Святого. Другими словами, они испытали корпоративное покаяние. В Писании нигде не сказано о том, что принятие Духа Святого в последние дни будет чем-то отличаться по своей природе. Мы узнаем, что Пятидесятница, излитие Духа Святого посетили раннюю церковь, уверовавших израильтян, когда они поняли принцип корпоративной вины и корпоративного покаяния. Они поняли, что именно они распяли Сына Божьего. Дух Божий сошел на язычников в доме Корнилия, когда они осознали, что Христа распяли не только римляне с иудеями, но и они тоже. Они принимали участие в этом грехе даже несмотря на то, что не присутствовали на этих событиях лично. Грех распятия Христа – это грех всего мира. Поздний дождь Святого Духа сойдет тогда, когда мы поймем и признаем свою корпоративную вину; когда мы осознаем, что вина других людей была бы нашей виной, если бы не благодать Христа. Вина других людей является нашей виной, потому что мы все имеем одну и ту же плоть, или греховную природу. И эта прекрасная истина наделяет такими мотивами, которые исцеляют Лаодикийскую теплоту. Ведь всемирная церковь не сможет оставаться теплой, если только поймет евангелие.
Чтобы из первых рук бесплатно получать текстовые и аудио варианты этих уроков сразу после их выпуска, обращайтесь по адресу электронной почты, который вы видите на экране.
pavelk1@bk.ru
В этом выпуске слушайте:
Почему язычники и иудеи после пятидесятницы приходили и обращались «буквально ниоткуда», без всяких дорогостоящих евангельских программ, технологий, стратегий и прочего?