Вернуться
назад к меню
"Комментарии Пола
Пенно на уроки
Субботней школы"
Комментарий на урок под названием «Учение Иисуса и великая борьба» из цикла "Великая борьба".
Пастор Пол Пенно.
Перевод, озвучивание и дополнения Кожевникова Павла.
Чтобы из первых рук бесплатно получать текстовые и аудио варианты этих уроков сразу после их выпуска, обращайтесь по адресу электронной почты, который вы видите на экране.
pavelk1@bk.ru
Иисус Христос представляет Собой самую главную проблему в глазах нашего мира. В основании всех запутанных клубков всемирных проблем и кризисов международной политики, сложных и хрупких столпов всемирной экономики, хитросплетений разнообразных конфликтующих между собой религий, всепоглощающего стремления к удовольствиям и комфорту – в основании всех этих проблем лежит свирепая ненависть человеческих сердец к Сыну Божьему (Римлянам 8:7).
Христос представляет собой самую главную проблему в глазах нашего мира, потому что Он постоянно напоминает миру о суде и призывает на суд. Его крест – это наш крест, и мир всегда будет ненавидеть идею креста. Тот, Кому негде было в этом мире «преклонить голову», Кто умер в абсолютной нищете, без копейки денег в карманах своей единственной одежды, напоминает о суде всем, кто дорожит тем, что у него есть. Массы ищущих удовольствий людей отвергают Его за одно только высказывание: «Я не ищу Своего, но воли пославшего Меня Отца» (Иоанна 5:30). Эти слова сами по себе кажутся вполне безобидными, если бы не дополнение, которое гласит: «Ко всем же сказал: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережет ее. Ибо что пользы человеку приобрести весь мир, а себя самого потерять, или быть извергнутым вон?» (От Луки 9:23-25, дословный перевод).
Невозможно ехать на роскошной новенькой машине по улице, где живут бедные, не думая об этом контрасте. И этот контраст приносит некоторый дискомфорт, потому что Дух Святой постоянно напоминает об этом.
Мир не был обращен в христианство, когда Христос умер и воскрес; но Господь дал Своим последователям весть, которая способна изменить сердце любого человека, согласного слушать её со смиренным искренним сердцем. Спящая ненависть каждого «плотского ума» будет постоянно разжигаться до самой последней схватки между «печатью Божьей» и «начертанием зверя».
Дополнение о «печати Божьей» из книги «Желание веков», 29-й главы под названием «Суббота», (стр. 283. абз. 3,4, 288, абз 2): «Чтобы святить субботу (то есть иметь печать Божью), люди должны быть сами святы. Через веру (через веру!) они должны стать причастниками праведности Христа… Только при таком условии суббота могла обозначать израильтян как приверженцев Бога (то есть быть печатью Божьей). Когда евреи отдалились от Бога и отказались сделать праведность Христа своей праведностью через веру (через веру!), суббота потеряла для них свой смысл (то есть перестала быть печатью Божьей)… Суббота дается всем, кого освящает Христос (и только этим людям? – Да, только этим людям дана суббота)… Суббота указывает на дела творения как на свидетельство Его (Христовой) могущественной силы искупления… а также возвещает мир, обретаемый через Спасителя».
Молитва: Помоги мне, Боже, верой принять праведность Христа, ибо только после этого я смогу понять истинную суть и значение субботы, не говоря уже о её соблюдении. Ибо Христос соблюдал субботу, отвергая бессмысленные запреты, нагроможденные иудеями, хотя они и жаловались на Него за это, тем самым бесчестя день Божий.
Сегодня же величайшую радость несет с собой возможность быть смиренным каналом, через которого проистекает весть об этой «воде жизни». Если вы верите в Иисуса, вы уже участвуете в великой борьбе между Ним и сатаной. Не существует ни отдыха, ни возможности отойти от линии фронта в этой войне. Но будем помнить о том, что бояться необходимо только греха. Верность вашему Спасителю сразу же даст вам возможность ощутить всю напряженность этой борьбы. Но вы никогда не остаетесь на поле битвы в одиночестве. Иисус говорит вам: «Я с вами во все дни до скончания века» (Матфея 28:20). Верить в эту правду легче, чем отвергать её.
Семена истины благовествования.
Еще никто не видел сам фактор, производящий новое рождение, потому что любовь действует невидимо. Иисус заранее раскрыл Никодиму историю Своего креста, которую тот, конечно же, не мог понять в ту ночь. Но услышанное им оставалось в его уме, пока он сам не увидел исполнение того, что было ему сказано. После этого в его голове все сложилось, все сошлось, и он вышел вперед, чтобы открыто заявить о своем Господе Иисусе Христе.
Почему спасение является результатом веры в Благую Весть, а не результатом выполнения программы добрых дел? – Просто потому, что никакая программа добрых дел не имеет в себе силы изменить человеческое сердце. После добросовестного исполнения какой-то программы дел, какой бы она ни была, вы снова обнаружите, что ваш эгоизм никуда из вашего сердца не делся. Он, конечно, может искусно замаскироваться там, трансформироваться до неузнаваемости, но история полна примерами «набожных» людей, которые сожгли самих себя на поприще своих «добрых дел», так и не познав порочности своих эгоистичных мотивов, чуждых истинной любви. «Если я раздам и все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1-е Коринфянам 13:3).
Дополнение: Вы только представьте себе мученика, отдавшего себя на сожжение за имя Христово, умирающего в геенне огненной, а его мучителя, который поджигал костер под ним, в царстве небесном. Или представьте себе узника, просидевшего в лагерях за веру полжизни, который будет погибать для вечности, и его «соседа», который написал на него донос в «органы», в царстве небесном. А такое вполне возможно. Апостол Павел пишет именно об этом – о служении Богу без «веры, действующей любовью», о служении, основанном на фанатичной приверженности, без внутренних изменений сердца. Множество таких «служителей» по собственному желанию откажутся жить в царстве Небесном. И многие из их гонителей, которым был и сам Савл из Тарсиса, будут спасены.
Псевдо-благая весть говорит нам о том, что Бог принимает служение, основанное на эгоистичных мотивах. Она сообщает нам о том, что истинное изменение сердца невозможно, и поэтому не стоит на это даже надеяться до возвращения Христа. Просто приспособьтесь к своему эгоизму и греховности. Все вокруг вас так и поступают. Почему бы и вам не идти в ногу со всеми остальными? Такая поддельная благая весть выставляет Бога довольным таким нашим «служением», только потому, что мы заявляем о нашем «принятии» Иисуса. А остальное Бог дополнит и оправдает.
Истинная благая весть гораздо радостнее. Самое ясное наставление из Библии об этом устами самого Иисуса описывает не только возможность, но и крайнюю необходимость в «рождении свыше». Никодим, член верховного иудейского духовного совета, знал, что ему нужна помощь свыше. Поэтому, найдя Иисуса ночью, он начал разговор с Ним с довольно отвлеченного вопроса. «Мы знаем, что ты Учитель, пришедший от Бога…» В ответ Иисус сказал прямо: «Истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть царства Божьего». «Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Плоть рождает плотское, а Дух рождает духовное» (От Иоанна 3:3-6).
Определенные принципы истины, выраженные Христом той ночью были подобны бомбам с часовым механизмом в уме у Никодима, которые спустя некоторое время сработали и высвободили всю свою энергию. Здесь больше подходит образ семян, которые лежат в сухой земле мертвым грузом, пока весенние дожди и солнце не пробудят в них жизнь буйно цветущих растений.
Суть в том, что эти истины имеют силу в себе самих; Спаситель не говорил Никодиму о том, что тот должен сам произвести в себе новое рождение. Он продолжал и продолжал объяснять ему Благую Весть о том, что это изумительное чудо совершается исключительно Богом, а не человеком. Если человеку постоянно твердить: «тебе нужно родиться свыше», и при этом не открывать, что этот процесс совершается исключительно Богом, то это приведет его к отчаянию, потому что он постоянно будет теряться в сомнениях и догадках о том, что он делает что-то не так или делает это недостаточно. Ни один человек ни в какой степени никогда не «рождал себя», не появлялся в этот мир по своему решению и со своим участием хоть в какой-то степени. В этом не было и никогда не будет никакого участия с нашей стороны. Именно по этой причине Иисус Христос избрал этот образ – рождение, в котором участвуют только наши родители. Поэтому Иисус показал Никодиму очень простую истину: Никодиму нужно просто позволить Духу Святому совершить в нем новое рождение: «Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше. Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа» (От Иоанна 3:7,8)
Божественный акушер.
Как это ни изумительно, Благая Весть заключается в том, что именно Дух Святой совершает весь этот процесс. Этот «ветер» всегда «дышит», пытаясь вдохнуть семена небесной истины в наши умы и сердца. Никто не обладает достаточной мудростью, чтобы описать его влияние в деталях, ибо благодать Божья трудится над сердцами человеческими множеством способов с самого создания мира. Родители, друзья, песни хвалы, библейские откровения, проповеди, выражения истинной любви – все это может быть использовано Господом для открытия идей истинной Благой Вести нашим сердцам. Важно признать, что Первоисточником Евангелия, которое открывается через эти каналы является Сам Бог.
Дополнение: Апостол даже называл это Евангелие «не человеческим», отделяя его от всякого рода «человеческих», то есть поддельных евангелий.
Эти семена истины могут лежать долгое время без внимания, признания и роста, но они обязательно прорастут, если им не препятствовать, потому что каждое семя имеет в себе принцип вечной жизни.
Такова Божья любовь в действии. Ветер, дующий «где хочет» - это образ, отражающий Божью заботу о каждой человеческой душе. Ветер невозможно удержать или ограничить. Он дует где хочет. И если он дует, то дует на всех, и от этого никуда не деться, хотя трудно сказать, откуда он приходит, и куда уходит. Так и Божья любовь открывается всем людям также нелицеприятно и постоянно. Рожденный свыше – это тот, кто всего лишь перестает противиться этому влиянию. Восхитительно то, что временами вы почти чувствуете, как семена евангельской истины растут в вашей душе подобно ребенку во чреве матери. Какая необычная радость возникает с пониманием: «Я рождаюсь свыше»!
Если рождение свыше так просто, то почему не все рождаются свыше? Ответ будет печальным. Многие, пожалуй, большинство, совершают своего рода духовный аборт. Они неустанно устраняют и изгоняют из своего сердца все ростки новой жизни, которые Дух Божий взращивает там. Об этом же говорил Стефан иудейским лидерам своего времени. Они вели себя естественно, как и все необращенные люди вели бы себя на их месте. «Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы» (Деяния 7:51). Такова плотская вражда каждого человека по отношению к Богу в своей активной фазе. Это поведение не всегда согласуется со здравым смыслом, но факт остается фактом – мы все так поступаем. Это похоже на постепенную смерть от голода от уничтожения своих же собственных посевов. Это невозможно объяснить. Если бы грех можно было объяснить – его можно было оправдать.
Иисус поведал притчу для иллюстрации судьбы большинства семян истины. Новая жизнь в зачаточном состоянии должна пробудиться в зерне, чтобы зерно пустило росток.
«Вышел сеятель сеять; и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло; иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его» (От Матфея 13:3-7). Затем Он объяснил значение этого образа. Фермер символизирует Его Самого, сеющего Свои семена «Благой Вести», семена евангельской истины во всех сердцах людей повсюду на земле. Это совершает Дух Святой, подобно «ветру», «который дышит, где хочет». Поскольку Дух Святой «желает, чтобы все спаслись, и достигли познания истины», то Дух Святой «дышит», или «дует» в сердце каждого человека, пробуждая в нем всякое стремление к добру и святости.
Дополнение: По этой причине Эллет Ваггонер в книге «Радостные вести» пишет: «Христос присутствует в сердце каждого грешника, чтобы каждый грешник имел всякий стимул и возможность повернуться от греха к святости».
Но, к сожалению, Иисус констатирует тот факт, что многие, выражаясь Его же словами, сами себя ожесточают: «ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули» (От Матфея 13:15). Многие сердца так же черствы, как сухая земля на дороге, которую топчут множество людей. Семена истины заносятся «ветром» Духа Святого и на эту почву, но они не могут пустить в неё корней и прорасти.
«ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его - вот кого означает посеянное при дороге. А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его; но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется. А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно» (От Матфея 13:19-22).
К счастью, некоторые семена падают на хорошую почву, и приносят плод – во сто, шестьдесят или тридцать крат по отношению к тому, что было посеяно. Таков «человек, который слышит слово, и понимает его» (Матфея 13:8, 23). Это тот, кто верит в Благую Весть, кто принимает её, радуется ей, дорожит ею. Ничего в этом сложного нет. Такой человек впускает в сердце истину вместо разных птиц, летящих поклевать его, или терния, которое стремится его заглушить, или же сокрытых «камней» лелеемого греха, которые сушат её корни. Такой человек не пытается и удалить эту истину из своего сердца посредством неверия.
Иисус заранее рассказал Никодиму о кресте. Ни одно новое рождение невозможно без созерцания и понимания того, что произошло на кресте: «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах. И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (От Иоанна 3:13-15).
Иисус здесь намекает на историю, случившуюся с древним Израилем во время их блуждания по пустыне. Народ израильский проходил в этом пути через определенные трудности из-за своего неверия, но они сами усугубляли свое положение, веруя в «плохую весть». «Стал малодушествовать народ на пути, и говорил народ против Бога и против Моисея: зачем вывели вы нас из Египта, чтоб умереть [нам] в этой пустыне?» (Числа 21:4,5). Они были далеки от смерти. Призрак смерти был у них в уме, и они сами навлекли её на себя, без всяких причин. (смотри Псалтирь 105:37). Их грех заключался в обычном неверии, которое и навлекало на себя проблемы своим своевольным воображением. Затем было нашествие змей. Неверие и ропот народа лишило их Божьей особой защиты, которая была им гарантирована. Медный змей, поднятый на шесте был символом Христа, который будет вознесен на Своем кресте, потому что Он «стал грехом за нас, не зная греха, чтоб мы могли стать праведностью от Бога в Нём» (2-е Коринфянам 5:21). «И сказал Господь Моисею: сделай себе змея и выставь его на знамя, и ужаленный, взглянув на него, останется жив…. когда змей жалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив» (Числа 21:8,9).
Заметьте, насколько просто было получить исцеление: Все, что нужно было сделать – это взглянуть. Иисус тоже учит Никодима тому, что на кресте необходимо нечто увидеть, и это созерцание относится не к символике и не к жалости перед страданиями. (Множество людей на земле переживали гораздо более сильные страдания, если говорить только о физической боли). Взглянуть на крест означает уверовать, а точнее, оценить и понять, что же там произошло. Это озарение и приносит исцеление душе, больной грехом. Это исцеление, конечно же и является новым рождением. Затем Иисус произнес самые цитируемые слова в мире.
Дополнение: Библия является самой цитируемой книгой в мире, а данный текст является самым цитируемым текстом из этой книги. Значит данные слова – самые цитируемые слова в мире.
«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (От Иоанна 3:16). Очевидно, источник всей силы и преобразований исходит из Того, кто висит на этом кресте. Как же вера и осознание любви и жертвы, открытых на кресте, производит преобразование в наших черствых сердцах?
Новые, более изощренные формы «ветхого человека».
Поскольку повеление Иисуса «ежедневно брать свой крест» актуально только потому, что «ветхий человек» снова воскресает каждый новый день, нам необходимо признать и распознать новые формы «ветхого человека», которые тот принимает день ото дня. Ведь «ветхий человек» может быть утонченным, культурным, хорошо образованным и уважаемым членом общества. Он может иметь хороший вкус в искусстве, знать литературу, музыку, и вращаться в элитных социальных обществах (в том числе христианских обществах). Но никакой разницы между этим утонченным человеком и общепринятым «ветхим человеком» нет, кроме той, что первого не так просто признать, обнаружить и привести ко кресту.
Дополнение из книги «Великая борьба» (стр. 509): «Искуситель часто с большим успехом действует через тех, кого меньше всего подозревают в рабстве греху (дословно: «в подконтрольности сатане»). Талантливые и образованные люди, конечно, пользуются уважением и почетом, как будто эти их достоинства могут возместить отсутствие страха Божьего или же снискать благоволение Господа. Талант и культура сами по себе являются дарами Божьими, но если ими надеются возместить отсутствие благочестия, если эти качества, вместо того чтобы привлекать душу к Богу, отдаляют ее от Него, тогда они становятся проклятием и путами. Многие думают, что высокая культура и изысканные манеры свидетельствуют о принадлежности данного человека ко Христу. Это глубокое заблуждение. Подобные достоинства должны украшать каждого христианина, потому что они могут оказать сильное влияние в пользу истинной религии, но эти достоинства должны быть посвящены Богу, в противном случае они станут силой, действующей во зло. Случается иногда, что способнейший человек высокой культуры, который не позволяет себе совершать то, что в обществе считается аморальным, становится отточенным орудием в руках сатаны. Обманчивое влияние и пример такого человека делают его более опасным врагом Христа в сравнении с необразованными и некультурными Его противниками».
«Ветхий человек» даже может заниматься одними только «добрыми делами» в своей семье и обществе. Он может занимать определенные посты и должности, быть членом клуба идеалистов (в который превращаются сегодня многие общины – в клубы альтруистов-идеалистов), занимая все свое время и внимание «хорошими делами», упуская при этом возможность делать лучшие дела - дела возрожденного человека, или «дела веры», которая «действует любовью». Политики тоже делают много хорошего; и среди обычных людей много хороших мужчин и женщин. Но как легко аплодисменты и признание людей (как в мире, так и в церкви) становится целью и желанным лавровым венком, и гордость становится единственным плодом такого «служения». «Ветхий человек» в состоянии украсть всю нашу победу, которую мы имеем во Христе.
Самый коварный вид «ветхого человека» предстает в религиозном обличье, находя реализацию своей греховной гордости в набожных молитвах, «советах и наставлениях» другим людям и даже проповедях. Духовная гордость может даже укрепляться в самопожертвовании и бескорыстном служении нашего эгоистичного «я». Поэтому никто не нуждается в большей бдительности и охране от возможных «воскресений» ветхого человека, чем проповедник евангелия. Исполнение его обязанностей и служения, и даже так называемый «евангелизм» может стать самым опасным камнем преткновения и препятствием для сближения людей со Христом, если принцип креста не будет приниматься его сердцем каждый день. Такой труд, основывающийся на себялюбии, становится смертоносным, потому что является греховным, ищущим себя выражением и реализацией того же «ветхого человека». По этой причине Господь Иисус будет вынужден объявить о многочисленных духовных трагедиях людей, которые сегодня их в упор не видят: «Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (От Матфея 7:22,23). Они делали беззаконие, потому что все эти труды совершало их эгоистичное «я».
Все, что делается нашим своевольным «я» - грех.
Поскольку проповедь креста – это проповедь «силы Божьей» (1-е Коринфянам 1:18), то любое проповедование, отвергающее принцип креста, является ничем иным как попыткой сатаны проникнуть в работу Божью, вмешаться в так называемое «служение» «ветхого человека», который исполняет его волю. Когда эгоистичное «я» выполняет свое «служение», «ветхий человек» уверен в том, что он делает это во имя Христа. Иисус сам сказал, что «многие» будут говорить в последний день о том, что все добро, сделанное ими было сделано во имя Христа. Эти «многие», которым Господь будет вынужден наконец заявить о том, что Он с Ними совершенно не знаком, представляют собой довольно плачевную группу людей. Ведь они были предельно уверены на каждом этапе своего служения в том, что они исполняют служение, порученное им Самим Христом. Они были готовы славить Господа за изумительные дела, которые были сделаны «во имя Его», не понимая, что их внимание было направлено на результаты, которые по их мнению были конкретными и показательными. Но они видели ни что иное, как свою работу, а не Божью. «Ветхий человек» живет видением, а не верою. Они всегда были готовы славить Господа за изумительную работу, которую они совершили, но не вникали глубоко в свои мотивы, чтобы обнаружить там гордость и самодовольство оттого, что они якобы осчастливили Господа своим трудом, который без них так и остался бы несделанным. Порой этот самообман настолько коварен, что даже «избранные» переживают по этому поводу суровые искушения.
Иисус предвидел эти коварные искушения, когда Он нежно умолял Своих учеников не уступать коварной гордости от успехов в духовном труде. Когда семьдесят Его учеников «возвратились с радостью и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем» (От Луки 10:17), Иисус тут же вспомнил о первом грехе, зародившемся в сердце Люцифера еще на небесах, когда тот был наивысшим служителем Бога, херувимом, «помазанным, чтобы осенять». Он сразу же увидел, насколько быстро и просто восхищение Его учеников своим духовным успехом могло перерасти в гордость Люцифера. «Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию… однако же тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах» (От Луки 10:18-20). Если бы эти слова были приняты глубже в сердце пасторами, евангелистами, епископами, и другими церковными администраторами, то сколько искренних служителей смогли бы устоять против соблазнительных предложений и коварных манипуляций, делающих ставку на их духовную гордость!
Следующая истина, которую мы рассмотрим, должна шокировать многих, потому что она совершенно противоположна общепринятому в церковных общинах мнению: При верном понимании «вечного евангелия» (Откровение 14:6, 7), а именно при знании этого евангелия как «Благой вести», а не «плохой вести», мы вынуждены будем признать, что спастись человеку легче, чем погибнуть. Но это откровение переворачивает все наше понимание спасения с ног на голову. Ведь подумайте только о всем том, что обычный человек должен оставить, чтобы последовать за Иисусом: алкоголь, сигареты, разрешенные наркотики, танцы, походы по магазинам по субботам (в самый базарный день, который мы пропускаем), занятия спортом и вечеринки по пятницам, (ведь суббота начинается с захода солнца в пятницу и продолжается до захода солнца в субботу), и прочее. Это делает человека «особенным», «выделяющимся» от остальной массы. Это даже может привести к потере некоторых так называемых «друзей», которые были раньше дороги. Да, это требует жертвы (по нашему мнению). И если вы не замужем, и дружите с неверующим во Христа молодым человеком, вы снова и снова думаете об этом. Если же вы состоите в браке, вы учитесь любить вашего супруга, данного вам Богом, которого вы раньше считали просто исчадием ада. Все эти мысли и дилеммы в голове уподобляют вас уставшему вьючному животному, которое тянет тяжелый воз на крутой подъем. Но что Иисус говорит по этому поводу? – Он говорит: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое (именно Его иго) на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (От Матфея 11:28-30). Позже, чтобы совершенно прояснить наше представление об этом, тот же Господь Иисус говорит Савлу из Тарсиса (а вместе с ним и нам), что на самом деле жить жизнью противления Ему «тяжело»: «Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Трудно тебе идти против рожна» (Деяния 26:14). «Рожном было приспособление, которое причиняло вьючным животным боль, если они тянули повозку не в ту сторону. Савл имел большую поддержку духовных лидеров Израиля, соединяясь с ними в их ненависти ко Христу; но он в то же самое время попирал внутренний голос своей же совести. Дух Святой убеждал его таким образом в истине, которая лежала глубоко в его сердце; и если бы он продолжал идти этим же путем и вести такой образ жизни, у него могла бы развиться какая-то физическая болезнь (по всей видимости, он имел определенные проблемы со здоровьем – 2-е Коринфянам 12:7).
Имея природу, унаследованную от падшего Адама, мы естественным образом желаем тех путей, которые приятны нашему своевольному «я». Такова наша главная борьба. Но если мы склоняемся с Иисусом в Гефсимании на колени перед Богом, чтобы просто «взирать» и «слушать», мы сможем услышать Его крик, смешанный со смертельной агонией и кровавым потом: «Отче Мой, если это только возможно», избавь Меня от крестных страданий, от мук этой второй смерти, а самое главное – от расставания с Тобой, которого в истории вселенной еще никогда не было. «Но не Моя воля, а Твоя да будет» (Матфея 26:39). Взирая на Него, мы узнаем, как нам поступать с нашим «я».
Почему же Его «бремя легко, и иго благо»? – Потому что Он несет этот груз. Я всегда стараюсь говорить людям о том, что Евангелие – это очень «Благая Весть», и только Благая Весть. Я просто повторяю слова Иисуса: «Иго Моё благо и бремя Моё легко» (Матфея 11:28-30). Некоторым не нравится слышать эти слова. Многие желают говорить о том, насколько тяжело следовать за Иисусом, как часто люди сдаются и опускают руки, как много вы должны сделать, насколько ваше спасение зависит от вашей осведомленности о том, насколько тяжело спастись.
Согласиться можно только с тем, что существует одна-единственная трудность, связанная со спасением. Эта трудность заключается в том, чтобы научиться верить. Иисус говорит в евангелии от Иоанна (3:17-19), что именно наше неверие не пустит нас в небеса. Это единственная трудность. Правда, что мы все родились в состоянии неверия. Вера никогда не передается по наследству; неверие – это наше естественное состояние. Неверие – самое главное и самое сложное препятствие, которое подлежит удалению. Именно неверие лежит в основе и само является зависимостью всех зависимостей, самой тонкой, самой всеобъемлющей. «Неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия» (От Иоанна 3:18). Удрученный отец больного ребенка (Марка 9:17-24) показывает нам, насколько глубоко укоренена эта проблема в человеческой природе. Иисус сказал ему почти невероятные слова: «Все возможно верующему». Затем бедный отец осознал всю глубину своей проблемы, понимая, что каждая клетка его тела пропитана неверием. Он воскликнул со слезами и душевным борением: «Господи, верую; помоги моему неверию». Благая весть и здесь играет решающую роль. Как только вы осознаете главную проблему – неверие – помощь уже в вашем распоряжении. «Вы никогда не погибнете», выражаясь словами Эллен Уайт, если искренне будете молиться молитвой этого человека. Прежде всего небесные посланники устремляются на помощь тем, кто понимает глубину своего греха, который коренится в неверии.
Неверие – самая серьезная проблема всемирной церкви, источник нашей теплоты, единственная причина отсрочки пришествия Иисуса. Нам необходимо научиться верить в ту «Благую весть», которой она на самом деле является. Говоря об этом, мы можем вспомнить о том, что Христос будет иметь на земле народ, который будет побеждать так, как и Он (Христос) победил. Он умер за нас не напрасно. Он «с довольством будет смотреть на подвиг души Своей» (Исаии 53:11).
Вопрос: «Если жертва Христа на кресте полностью повернула вспять то, что сделал Адам человечеству, даровав юридическое оправдание всем людям, то разве не следовало бы такое оправдание назвать «оправданием по рождению», а не «оправданием по вере»? Я также слышу о том, что для того, чтобы погибнуть, не обязательно сопротивляться Духу Святому. Это значит, что погибнуть легче, чем спастись. Что говорит Библия по этому поводу?
Ответ: Библия говорит о том, что «дар благодати не входит ни в какое сравнение с тем, к чему привело преступление. Ибо если преступлением одного подверглись смерти так много людей, то тем более благодать Божия и дар по благодати одного Человека, Иисуса Христа, преизбыточествуют для многих (греческое слово «многих» означает всех). И дар Божий не сравнится по своему эффекту с последствиями греха одного человека; ибо суд за одно [преступление] - к осуждению; а дар благодати привел (прошедшее время глагола)… привел к оправданию от многих преступлений. Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так праведным действием одного всем человекам (пришло) оправдание к жизни» (К Римлянам 5:15-18).В переводе Короля Иакова так и сказано: «Свободный дар (оправдания) сошел на всех людей к оправданию жизни».
«Все одинаково согрешили, и лишены божественной славы, и все получают оправдание посредством одной только Божьей благодати, через Его освобождение в личности Иисуса Христа» (Римлянам 3:23, 24). Перевод Короля Иакова (протестантский перевод, свободный от католического влияния) говорит о том, что «все оправдываются свободно благодатью Его через искупление, которое во Христе Иисусе».
То, что Христос совершил для «всех людей» дает право Отцу повелевать «солнцу восходить над злыми и добрыми, и посылать дождь на праведных и неправедных» (Матфея 5:45). Христос умер однажды, и тогда мы все были «оправданы» (Римлянам 5:8, 9). Таково объективное евангелие. Когда же грешник слышит об этом и верит в это, его сердце примиряется с Богом, и он переживает «оправдание верой», которое делает его послушным всем заповедям Божьим. Таково субъективное евангелие.
Эллен Уайт делится с нами такой иллюстрацией: «Спасение подобно солнечному свету. Оно принадлежит всему миру» («Желание веков». Стр. 306). Христос «снова вернул Себе мир, который сатана называл своим владением,… и посредством Своей изумительной жертвы, отдавая Свою жизнь, Он вернул всей человеческой расе благоволение Божье» («Избранные вести», том 1, стр. 243).
«Все люди искуплены этой бесконечной ценой… И верующие и неверующие, все люди являются собственностью Господа» («Наглядные уроки Христа» стр. 326).
«Бог окружил весь мир атмосферой благодати, настолько реальной, как и воздух, циркулирующий по всей планете» («Путь ко Христу, стр. 68)
«Христос связал Себя с падшими людьми такими связями, которые никогда не могут быть разорваны никакой силой, кроме выбора самого человека» («Путь ко Христу», стр. 14, 72)
«Христос «Искупил грехопадение Адама и спас мир» («Божья изумительная благодать, стр. 43).
«Цена искупления была заплачена за человеческую расу» («Ревью энд Геральд». 3 июня 1890 года).
Иисус Сам сообщает нам о том, как «легко спастись»: «Бремя Мое легко, и иго Моё благо» (Матфея 11:30). Он также говорит тем, кто сопротивляется Его благоадти: «Трудно тебе идти против рожна» (Деяния 26:14). Эллен Уайт продолжает: «Не думайте, что путь наверх тяжел, а путь вниз легок. На протяжении всего пути, ведущего к смерти, находятся препятствия, болезненные опыты, разочарования, боль, и многие другие предостережения от того, чтобы продолжать идти этим путем. Божья любовь устроила все так, что беспечному и своенравному человеку нелегко погубить себя» («На горе благословений», стр. 139).
Се, Я с вами во все дни.
Я слышал историю о маленькой девочке, чья семья планировала переезд на другое жилье. Много семей меняют место жительства. Обычно семьи не живут в одном месте все время. Эта маленькая девочка постоянно слышала от мамы, папы и старших братьев и сестер: «Мы переезжаем! Мы все собираем, забираем всю мебель, все игрушки, всю посуду, и переезжаем в другой город». Маленькая девочка слушала эти слова, удивлялась им, а затем спросила: «Когда вы все переедете, что будет со мной?» Никто не подумал о том, чтобы сказать ей: её тоже возьмут с собой во время переезда. И она боялась остаться одна. Все боятся одиночества. Дети, слыша о больных и умирающих людях, или погибших людях, убитых людях, с волнением спрашивают: «Что случится со мной, если мои родители умрут?» Даже подростки боятся остаться в одиночестве. Сын Божий однажды пришел в этот мир и жил среди нас 33 года. Те, кто познал Его, полюбил Его, ибо Он стал центральной фигурой их жизни, как и семья маленькой девочки была центром её жизни. Когда же Иисус заговорил о своём вознесении на небеса, они опечалились и почувствовали одиночество. Но Он уверил их: «Не оставлю вас сиротами, приду к вам» (Иоанна 14:18). Когда Он сказал это, Он не говорил о Своем возвращении на облаках небесных, которое мы называем Вторым Пришествием. Если эта «блаженная надежда» будет единственной нашей надеждой, это значит, что сейчас мы живем в полном одиночестве. Но нет. Иисус говорил о Духе Святом. Отец, Сын и Дух Святой – это три Личности одного Божества. Сегодня мы с вами ближе к Иисусу, чем Его апостолы 2000 лет назад. Когда Иисус возносился от них, Он уверил Своих учеников: «И се, Я с вами до скончания века» (Матфея 28:20). Если вы знаете Благую Весть, вы знаете и то, что вы никогда не будете одиноким.
Чтобы из первых рук бесплатно получать текстовые и аудио варианты этих уроков сразу после их выпуска, обращайтесь по адресу электронной почты, который вы видите на экране.
pavelk1@bk.ru