Вернуться 
назад к меню 
"Комментарии Пола 
Пенно на уроки 
Субботней школы"

Комментарий на урок  «Бедствия пророка» из цикла "Иеремия".

 

Пастор Пол Пенно.
Audio Preview

Перевод, озвучивание и дополнения Кожевникова Павла.

 

Чтобы бесплатно получать текстовые и аудио варианты этих уроков, обращайтесь по адресу электронной почты, который вы видите на экране.

 

pavelk1@bk.ru

 

Изготовление сосудов.

«Встань и сойди в дом горшечника, и там Я возвещу тебе слова Мои. И сошел я в дом горшечника, и вот, он работал свою работу на кружале. И сосуд, который горшечник делал из глины, развалился в руке его; и он снова сделал из него другой сосуд, какой горшечнику вздумалось сделать» (Иеремия 18:2-4).

Изготовление сосудов было значительно важным ремеслом в древнем мире, и поэтому знание об этом процессе было хорошо знакомым для духовных лидеров во дни Иеремии. Существовали различные способы изготовления сосудов, но самым распространённым из них было изготовление на гончарном круге. Вращая этот круг (руками или ногами) горшечник своими руками придавал глине форму. Затем это изделие высыхало и отправлялось в печь для обжига, после чего оно проходило окончательную зачистку и обработку. Хотя горшечник мог работать с глиной и использовать своё воображение для придания формы своему будущему сосуду, качество глины всё же имело значение и влияло на способность мастера достичь своей цели, а это, в свою очередь, влияло на качество продукта.

 

Судьба Израиля, открытая в пророчестве.

Горшечник определённо желает сделать наилучший сосуд, который только можно было сделать из имеющегося в наличии материала, и будет с настойчивостью добиваться этой цели. Но в то же самое время этот ремесленник стоит перед проблемой: время от времени изделие не получается. Сравнивая горшечника с Богом, мы понимаем, что не в Боге причина неудачи и плохих результатов. Причина кроется в состоянии глины, или народа. «Время от времени глиняный сосуд в руках горшечника разваливался, но затем он начинал заново, и делал из него другой сосуд, какой ему понравился бы» (современный перевод).

Этот образ означает одно из двух: Прямо как горшечник берёт глину, ставшую неудачным сосудом на гончарном круге, и начинает заново лепить из неё же другое изделие, так и Бог возьмёт неверный Израиль и будет трудиться над ним, пока тот не станет сосудом, который нравится Богу и соответствует Его намерениям. Либо же, как горшечник берёт глину, ставшую негодной, и заменяет её другой глиной, так и Бог заменит развращённый Израиль другим сосудом.

 

         Будущее Израиля остаётся неясным.

Будущее Израиля всегда оставалась несколько неясным, что касается его жизни и обстоятельств. Подобно тому, как горшечник создаёт заново сосуд, который он считает нужным создать, зная возможности и состояние глины, так и Бог снисходит до деградированного состояния Израиля и делает лучшее, что только можно сделать из народа, имеющего такое духовное состояние. И в этом, конечно же играет большую роль то, как сам Израиль откликается и позволяет Богу совершить Свою работу. Бог будет работать с тем, что Он имеет, но всегда будет стремиться к достижению Своих намерений.

«не могу ли Я поступить с вами, дом Израилев, подобно горшечнику сему? говорит Господь. Вот, что глина в руке горшечника, то вы в Моей руке, дом Израилев. Иногда Я скажу о каком-либо народе и царстве, что искореню, сокрушу и погублю его; но если народ этот, на который Я это изрек, обратится от своих злых дел, Я отлагаю то зло, которое помыслил сделать ему. А иногда скажу о каком-либо народе и царстве, что устрою и утвержу его; но если он будет делать злое пред очами Моими и не слушаться гласа Моего, Я отменю то добро, которым хотел облагодетельствовать его» (Иеремия 18:6-10).

Народы мира (включая и Израиль) могут реагировать на слово Божье, открытое им, двумя различными способами. Они могут покаяться в своих грехах и обратиться к Богу, либо могут отвернуться от Бога, не прислушиваясь к Его голосу. И таким образом народ, выбирая тот или иной ответ, имеет некую способность влиять на действия Бога в ответ на их выбор, хотя эта способность весьма ограничена. Будь то Израиль, или любой другой народ, Бог отменит Своё предупреждение о судах и бедствиях в случае покаяния народа, а также отменит свои обетования о благословениях  случае отвержения народом Божьей вести.

 

Наше пророческое предназначение.

Божьи добрые намерения для Израиля достойны абсолютного доверия, но ни Израиль, ни любой другой «народ или царство» не может иметь гарантии в исполнении этих намерений независимо от их отношения к Богу. Бог останется верным Своим обещаниям, но не в универсальном смысле (то есть не независимо от выбора людей). Те, кто отвергает открытую волю Божью, не будут иметь участия в обещанных благах. В то же самое время, обещания Божьи никогда не обесценятся и не потеряют свою актуальность, всегда оставаясь действенными для верных, чтобы они могли надеяться на них либо снова полагаться на них.

Церковь Адвентистов Седьмого Дня в трудах Эллен Уайт признана пророческой «церковью остатка». Более того, с самого её основания наши пионеры считали её исполнением пророчества книги Откровение. Если это правда, мы имеем право на существование и свою уникальную идентичность. Если же это не правда, то мы не имеем никаких истинных причин существовать как церковь.

Сегодня многие серьёзно сомневаются, и даже сильно оспаривают наше пророческое предназначение, утверждая, что организованная церковь так низко пала, что перестала быть истинной церковью остатка, показанной в пророчестве. Этот раскольнический образ мыслей является прямым результатом голода по Благой Вести и её истинам, открытым в вести 1888 года. Эти истины подобны жизненно важным витаминам для человеческого тела; их отсутствие приводит к болезням. Имела место трагическая неудача в стремлениях постичь великие измерения Божьей благодати, одним из которых является истина об оправдании верой, открытая в 1888-м году. Эта истина была не только не понята, но и отвергнута. В результате образовался вакуум утончённого законничества высшей пробы, в который устремились многочисленные потоки сбивающих с толку и разочаровывающих ересей.

 

Тайный источник раскольнического яда.

Непонимание истинной природы любви «Агапе» ведёт к серьёзным последствиям. Критики, оставившие надежду на возрождение, не могут увидеть, как Божья любовь может оставаться верной и заботливой к ошибающейся церкви, нуждающейся в исправлении. Они считают, что божественная любовь подобна человеческой любви, то есть, что она обусловлена ценностью, или набожностью её объекта, и зависит от этого. Поэтому они смотрят на слабое и ущербное состояние церкви, и удивляются, как Божья любовь может продолжать изливаться на неё постоянно и так же сильно.

Христос никогда не призывал и не призывает нас оставлять церковь. Он призывает нас каяться в самой церкви, и «воздыхать и плакать», не покидая надежду, смотря в будущее с позитивным, а не с негативным ожиданием. Вдохновенный голос уверяет нас в наступлении общецерковного покаяния. Об этом мы читаем, например, в книге «Избранные вести», 2-й том, (стр. 397), следующие слова: «Мне было поручено сказать Адвентистам Седьмого Дня по всему миру о том, что Бог призвал нас как народ быть особенным сокровищем для Него. Он предназначил Своей церкви на земле прийти в совершенное единство в Духе и совете Господа воинств до конца времени». В этой же книге (стр. 380) мы читаем: «Церковь может подавать все признаки того, что она пала, но она не падёт. Она устоит, хотя «грешники на Сионе» будут отсеяны из неё, мякина будет отделена от драгоценного зерна. Этот процесс будет весьма суровым и жёстким, но тем не менее, он должен состояться».

Весть Христа к Лаодикии, и даже сам характер Господа, характер любви «Агапе», сегодня переносит нападки и осуждения перед всей вселенной, подвергается суду. Подействует ли эта любовь на церковь должным образом? Или столетие за столетием эта любовь будет пренебрегаться, так и не совершив той великой работы, которую она должна совершить?

 

Определённые важные истины.

Ясно то, что величайшая забота и тревога Господа связана с руководителями Его церкви. «Божьи служители представлены символом семи звёзд… Христовы служители – это духовные наставники народа, доверенного их заботе» («Служители евангелия», стр 13, 14).

««Так говорит держащий семь звёзд в деснице Своей». Эти слова сказаны учителям церкви – тем, кому Бог доверил большую ответственность» («Деяния апостолов», стр. 586).

Если руководство отвергнет особый призыв Христа к покаянию, это приведёт в конце концов к развалу и расстройству церковной организации. Но руководители могут отозваться на призыв Христа, и книга Откровение показывает нам, что в последние дни земной истории они так и сделают. Христос с большим уважением относится к церковной организации. Он желает, чтобы этот «ангел церкви» покаялся первым, а затем передал бы этот опыт всей всемирной церкви. Когда руководство церкви «в большой степени» отвергло весть 1888 года (смотри «Избранные вести», том 1-й, стр. 234, 235), Он не отказался от них. Он позволил, чтобы их неверие парализовало окончание Его работы более чем на столетие.

Тем не менее, мы имеем вдохновенное обещание, на которое мы можем положиться. Придет время, когда Господь всё-таки завоюет сердца нераскаянного руководства. Среди нас всегда будут те, кто желает контролировать работу Божью, чтобы управлять каждым движением ангела, который присоединится к трехангельской вести в возвещении своего послания всему миру. И Бог использует те средства и способы, которые покажут, что он держит бразды правления в Своих руках. И многие будут удивлены теми простыми средствами, который Он будет использовать, чтобы совершить и довести до совершенства Свою работу праведности (смотри «Свидетельства для проповедников», стр 300). Никто не знает точно, как Господь возьмёт «бразды правления в Свои руки». Хотя Его любовь бесконечна, Его терпение имеет пределы. Его любовь к погибшему миру покажет себя более великой, чем Его терпение к продолжающейся теплоте Адвентистов Седьмого Дня, которое не должно перейти в потакание. Христос умер за весь мир, а не только за Свой народ. Поэтому настанет время, когда Он уже не сможет смиряться с постоянным, своевольным нераскаянным состоянием Своей церкви. Он способен проявлять праведный гнев. И когда наступает время этому гневу возгореться, «кто сможет устоять?».

Когда призыв Христа к покаянию будет принят «ангелом церкви», сам дух и состояние кающегося сердца, его примирение с Богом будет передано всемирному церковному телу гораздо быстрее, чем мы можем предполагать. Сердца будут смиряться, и наконец народ будет приготовлен к провозглашению вести «громкого клича» миру, за который умер Христос. И не существует причины, по которой эта ответственная работа не может совершиться ещё при нашей жизни.

 

Последняя великая схватка между Христом и сатаной.

Раскольнические группы часто выдвигали в оправдание своих действий аргумент, гласящий, что Христос уже оставил руководство церкви как таковое. Эта мысль проистекает из непонимания Его призыва к покаянию. Многие предполагают, что, во-первых, призыв к покаянию имеет ввиду только индивидуальное покаяние, во-вторых, что он был неверно истолкован, а в-третих, что он был отвержен. Писание же открывает нам, что, во-первых, Христос призывает к корпоративному, или всеобщему покаянию всей деноминации; во-вторых, история доказывает, что этот призыв так и не был правильно понят, а в-третьих, что по этой причине он был отвержен, хотя и не всегда окончательно и не всегда осознанно.

Если в конце концов окажется, что призыв Христа отвергнут Его телом, то церковь будет обречена. Но это смущающее «если» не соответствует истине. Потому что оно подразумевает окончательную неудачу вести к лаодикии и окончательное посрамление Господа Иисуса в качестве верного Божественного Жениха, ухаживающего за своей земной «невестой». Любой, желающий убедить в неизбежности такого поражения Христа, находится в стане врага, ибо только сатана заинтересован в таком поражении. И даже сомнения, выраженные этим словом «если» проистекают и греховного неверия, которое является ничем иным, как явной неверностью Христу.

Сатана постоянно нападал на Сына Божьего своими коварными «если». «Если Ты Царь Иудейский», «Если Бог с Ним», и все остальные «если» приносили невыразимые мучения Его душе. Мы занимаем сторону сатаны, если отрицаем свою вину всеобщего греха. Этот грех особым образом проявляется во-первых, в гордости и высокомерии всей церкви («Ты говоришь: я богат, разбогател»), во-вторых, в самодовольстве всей церкви («Ты говоришь: я ни в чём не имею нужды»), в-третьих, в самообмане всей церкви («Ты не знаешь, что ты жалок…»), и в-четвёртых, в заявлениях о таком успехе, который не имеет ценности с божественной точки зрения («Ты несчастен, жалок, слеп и наг»).

Средства исцеления таковы: «золото, очищенное в огне», «белые одежды», и «глазная мазь». Умы церковных руководителей еще будут глубоко и как никогда раньше тронуты чувством нашей истинной роли перед всей вселенной. «Дом Давида» будет глубоко смирен новым видением распятия Христа и их участием в нем, и тогда будет «открыт источник» для омытия греха и нечистоты» (Захарии 12:10; 13:1).

Хотя прошлые призывы Господа к покаянию, направленные к Его народу, обычно отвергались, нам не стоит ожидать того, что Его последний призыв также должен потерпеть неудачу. Пророческая картина ясна: что-то должно произойди в конце времени, чего ещё никогда не случалось раньше. Долгая и печальная история мрачных тысячелетий должна озариться проблеском света. Об этом говорит библейское учение об очищении небесного святилища. Церковь остатка прославит Господа и оправдает Его так, как это ещё никогда не происходило. Главную роль в этом сыграет чистая весть о праведности по вере, или «трёхангельская весть в своей истинной сущности».

Наши сомнительные методы оценки успеха церковной деятельности весьма относительны, и не могут быть критериями верной оценки. Истинный статус церкви, её положение перед Богом не зависит от субъективных человеческих суждений, или от её заслуг или неудач. Он зависит от её положения в библейских пророчествах и от творческих способностей Божьей любви «Агапе». Следовательно, и испытание нашей веры в эту церковь является испытанием нашей веры в Священное Писание. Пророчества книг Даниила и Откровение указывают на возникновение церкви в последнее время, которая призвана провозгласить вечное евангелие в его совершенном виде. История возникновения этой церкви демонстрирует, что она соответствует данным критериям, ибо в противном случае она бы не смогла выполнить свою задачу. Однако решением проблемы очевидной неверности невесты-церкви своему небесному Жениху является общецерковное покаяние, а не общецерковное расформирование. И в этом заключается единственная задача, которую Первосвященник может выполнить в этот последний День Искупления. Пророчество Даниила (8:14) объявляет, что Его дело будет выполнено, и это без всяких «может быть» или «наверное». Настало время поверить в это всем сердцем, чтобы освободиться от всяких преград и объединиться с Ним в сотрудничестве.

 

Честь Христа как самый важный вопрос.

Таким образом церковь «приготовит себя», став невестой Христа. Он заслуживает того, чтобы получить такой практический плод Своей жертвы. Он долго терпел, и в наконец Его церковь окажет Ему полное подчинение, которое невеста оказывает своему жениху.

Некоторые искренние члены церкви сомневаются в том, что такое оправдание имени Христа когда-либо будет иметь место. Им нужно понять, что их сомнения, их «если» препятствуют истинной работе Божьей. Эти сомнения уводят многие души в ряды тех, кто решил, что Христос не будет прославлен и оправдан в конце времени. Самая серьёзная проблема Господа заключается не во внешних врагах, препятствующих Его работе, а в слепоте и неверии, которые имеют место среди Его так называемых последователей.

Вы слышали когда-либо историю о невесте, которая на свадебной церемонии отказалась бы принять предложение жениха несмотря на все его уверения в его верности и любви? Разве этот жених не пережил бы сильное унижение? Можно ли подумать о более тяжкой трагедии в конце истории мира, чем о разочаровании Христа, который стоит перед «дверью», напрасно стучась в эти двери, и наконец уходя от них в унижении и разочаровании? Да, именно этого дьявол желает больше всего. Но какие причины существуют для того, чтобы мы разочаровали Христа? Картина, которую мы видим в Писании, описывает нам полный успех. Посредством заслуг бесконечной жертвы на Голгофе мы должны поверить в то, что весть к Лаодикии полностью исполнит своё предназначение.

То, что Бог хотел сделать для мира через Израиль, избранный Им народ, Он наконец совершит через Свою церковь на земле в наше время. Он «отдал Свой виноградник другим виноградарям», то есть Своему народу, хранящему Его завет, который «приносит Ему плоды во время своё» (смотри «Пророки и цари», стр.. 713, 714).

Лаодикийская церковь – это церковь Нового Завета. И Господь остаётся верным этой церкви не по причине присущей ей набожности, а потому что Он Сам является Богом, хранящим завет Свой. «не за праведность твою и не за правоту сердца твоего идешь ты наследовать землю их, но… дабы Господь Бог твой исполнил слово, которым клялся Господь отцам твоим Аврааму, Исааку и Иакову» (Второзаконие 9:5). Эта черта Божьего характера, Его способность хранить завет и является уверенностью в том, что весть к Лаодикии не потерпит неудачу.

 

Иеремию преследуют публично.

Пророка Иеремию гнали самые высокопоставленные религиозные лидеры официальной церковной организации того времени. Когда весть Иеремии была донесена в царские дворы, эти должностные лица начали предпринимать определенные действия.

«Когда Пасхор, сын Еммеров, священник, он же и надзиратель в доме Господнем, услышал, что Иеремия пророчески произнес слова сии…» (Иеремия 20:1). Преследования пророка исходили от рук официального должностного лица по имени Пасхор. Этот человек был озабочен порядком на своей территории. Он был сотрудником службы безопасности храма.

«то ударил Пасхор Иеремию пророка и посадил его в колоду, которая была у верхних ворот Вениаминовых при доме Господнем» (Иеремия 20:2). Пасхор, услышав проповедь Иеремии, хватает его, бьёт его, и выставляет его на публичное посмешище, заключая его в колоду на целый день. Иеремия становится узником по религиозным причинам. Колода с Иеремией находилась у ворот Вениаминовых, одних из ворот храма.

«Но на другой день Пасхор выпустил Иеремию из колоды, и Иеремия сказал ему: не "Пасхор" нарек Господь имя тебе, но "Магор Миссавив"» (Иеремия 20:3). После освобождения Иеремии из колоды пророк не отворачивается и не отказывается от порученной ему тревожной вести. Более того, он произносит весть о судах не только в отношении Израиля, но и о Пасхоре, и его доме.

Во-первых, Иеремия называет Пасхора новым именем. Пасхор означает «плодовитый», или «радость повсюду». Но это имя было изменено на «Магор-Миссавив», что означает «ужас повсюду». Он становится публичным знамением того, что случится со «всей Иудеей». Иеремия тем самым не просто угрожает Пасхору, но и использует этот случай для того, чтобы донести народу более серьёзную весть.

«Ибо так говорит Господь: вот, Я сделаю тебя ужасом для тебя самого и для всех друзей твоих, и падут они от меча врагов своих, и твои глаза увидят это. И всего Иуду предам в руки царя Вавилонского, и отведет их в Вавилон и поразит их мечом» (Иеремия 20:4). Ситуация, которую весь народ будет переживать, была не только личной участью Пасхора (или только его семьи и друзей), ведь он сам будет ужасаться от того, что происходит с ним и с его друзьями. Он думал, что был источником ужаса для Иеремии, но сам он не будет ужасом даже для своих друзей, когда они будут убиты у него на глазах. Иеремия – не из тех людей, кто боится угроз руководителей, так называемых «пророков» и даже царей.

«И предам все богатство этого города и все стяжание его, и все драгоценности его; и все сокровища царей Иудейских отдам в руки врагов их, и разграбят их и возьмут, и отправят их в Вавилон» (Иеремия 20:5)

Все эти ужасы принёс Вавилон, который назван здесь своим именем впервые. Израильтяне будут отданы в руки царя Вавилонского, Навуходоносора (Иеремия 21:2). Они будут взяты в плен в эту страну, и многие из них будут убиты. Настоящее поколение полностью умрёт и будет похоронено в плену. В процессе пленения армия Вавилона ограбит Иерусалим и унесёт царские сокровища в Вавилон.

«И ты, Пасхор, и все живущие в доме твоем, пойдете в плен; и придешь в Вавилон, и там умрешь, и там будешь похоронен, ты и все друзья твои, которым ты пророчествовал ложно» (Иеремия 20:6).

Пасхор и его семья с друзьями окажутся в числе пленных, и они тоже умрут и будут похоронены в Вавилоне.

 

Я стал притчею.

Божья сила покоряет того, кто ищет возможности служить Ему. Божья сила непреодолима, и поэтому Иеремия оказывается в заведомо проигрышной ситуации. С одной стороны Иеремия вынужден говорить против Иерусалима, но его проповедь вызывает глубокую и острую ненависть. С другой стороны, когда он не желает проповедовать, чтобы избежать вражды, у него появляется ещё больше проблем, ибо, подавляя слово Божье в себе самом, он не может переносить его жгучего действия на его сердце. (Иеремия 20:9).

«Ты влек меня, Господи, - и я увлечен; Ты сильнее меня - и превозмог, и я каждый день в посмеянии, всякий издевается надо мною. Ибо лишь только начну говорить я, - кричу о насилии, вопию о разорении, потому что слово Господне обратилось в поношение мне и в повседневное посмеяние. И подумал я: "не буду я напоминать о Нем и не буду более говорить во имя Его"; но было в сердце моем, как бы горящий огонь, заключенный в костях моих, и я истомился, удерживая его, и не мог» (Иеремия 20:7-9).

Иеремия имел только две альтернативы, ни одна из которых не была благоприятной. Когда он проповедовал, Бог не показывал Свою поддержку. Когда же он молчал, Бог не давал ему покоя. Он нес это тяжкое бремя от Бога, не имея видимых признаков силы Божьей и присутствия Божьего. Бог послал его, но не дал ему никаких сопровождающих знамений. Единственный способ, которым можно было выполнить эту тяжкую задачу, заключался в надёжном и верном присутствии Бога, но и оно, казалось, было от него удержано.

«Ибо я слышал толки многих: угрозы вокруг; "заявите, [говорили] [они], и мы сделаем донос". Все, жившие со мною в мире, сторожат за мною, не споткнусь ли я: "может быть, [говорят], он попадется, и мы одолеем его и отмстим ему"» (Иеремия 20:10).

Даже его близкие друзья и соседи стали к нему подозрительно присматриваться, ибо они надеялись увидеть его ошибки, чтобы обрести прочное основание для того, чтобы заставить его замолчать. Они надеялись спровоцировать его на какую-то ошибку. Затем они могли освободиться от него и от его грозных вестей, поступив с ним точно так, как он предсказывал им самим.

«Но со мною Господь, как сильный ратоборец; поэтому гонители мои споткнутся и не одолеют; сильно посрамятся, потому что поступали неразумно; посрамление будет вечное, никогда не забудется» (Иеремия 20:11).

Вместе со всеми жалобами о Боге и ситуации, в которую Бог его поместил, Иеремия выражает сильную уверенность в том, что Бог предусмотрит для него избавление. Его Бог – это «сильный ратоборец», или «могущественный чемпион». Бог обратит всё происходящее в его пользу. Бог будет с ним, чтобы помогать ему. Хотя его гонители очень сильно воевали против него, они «споткнутся» скорее, чем он; они будут постыжены скорее, чем он. Бог покажет, что Он сильнее, и будет держать их под контролем, а не они Его. Пророк уверен в том, что его гонители будут постыжены. Великое посрамление постигнет их, и их стыд будет помниться во все поколения. Это они , а не он, будут «поношением», в такой же степени, в которой они поносили слово Божье и его вестника.

 

           

 «Господи сил! Ты испытываешь праведного и видишь внутренность и сердце. Да увижу я мщение Твое над ними, ибо Тебе вверил я дело мое» (Иеремия 20:12).

Мщение Бога над ними связано с «мщением», которое они планировали против Иеремии. Иеремия доверил своё дело Богу, поверив в то, что Бог сам будет судить его врагов. Здесь речь идёт не о личной мести, желания воздавать злом за зло. Здесь просто показано доверие Иеремии Богу и его отношение к своему народу, которое было свойственно и самому Богу. Гнев Иеремии совпадает и имеет тот же характер, что и гнев Божий. Но Иеремия не собирается этот гнев реализовывать лично. Он доверяет это дело Всевышнему.

«Я прокляну проклинающих тебя» (Бытие 12:3). Да, вы, может быть, и будете иметь врагов, и возможно, немало. Но Бог будет Сам иметь дело с каждым из них, и выведет вас с честью из этой вражды.

 

 

Чтобы бесплатно получать текстовые и аудио варианты этих уроков, обращайтесь по адресу электронной почты, который вы видите на экране.

 

pavelk1@bk.ru