Вернуться 
назад к меню 
"Комментарии Пола
Пенно на уроки
Субботней школы"

Комментарий на урок «Кризис внутри и извне»

из цикла "Иеремия".

 

Пастор Пол Пенно.

Перевод, озвучивание и дополнения Кожевникова Павла.

 

Чтобы бесплатно получать текстовые и аудио варианты этих уроков, обращайтесь по адресу электронной почты, который вы видите на экране.

 

pavelk1@bk.ru

 

Образ невесты в служении пророка Иеремии.

            «так говорит Господь: Я вспоминаю о посвящении юности твоей, о любви твоей ко Мне, когда ты была невестою, когда последовала за Мною в пустыню, в землю незасеянную. Израиль [был] святынею Господа, начатком плодов Его; все поедавшие его были осуждаемы, бедствие постигало их, говорит Господь» (Иеремия 2:2,3)

            Это звучит нелепо, но это было так: Народ погибал, и единственный человек, который знал как спасти нацию, был ненавидим этим же народом, презираем, и вожди этого народа пытались заставить его замолчать. Такова история пророка Иеремии. И народ этот был народом Израильским, то есть Божьим истинным народом того времени, который Он избрал быть Его «особенным сокровищем» (дословный перевод), главою а не хвостом для всех народов мира.

            Израиль как народ и был той «девушкой», которую небесный Жених (Сын Божий) полюбил. Библия описывает Его любовь к «ней», которая пылала даже в её беспомощном состоянии, при её рождении. Мы читаем о том, как Он «спас» её в пустыне, омыл её, ухаживал за ней в детстве, наблюдал за её ростом и созреванием, когда она становилась прекрасной девушкой, одевал её в красивые одежды, наблюдал за тем как она стала самой прекрасной «женщиной» во всём мире. «Так украшалась ты золотом и серебром, и одежда твоя [была] виссон и шелк и узорчатые ткани… и была чрезвычайно красива, и достигла царственного величия. И пронеслась по народам слава твоя ради красоты твоей, потому что она была вполне совершенна при том великолепном наряде, который Я возложил на тебя, говорит Господь Бог» (Иезекииль 16:13,14)

            «Но ты понадеялась на красоту твою, и, пользуясь славою твоею, стала блудить и расточала блудодейство твое на всякого мимоходящего, отдаваясь ему… Блудила с сыновьями Египта, соседями твоими, людьми великорослыми, и умножала блудодеяния твои, прогневляя Меня» (Иезекииль 16:15,16,26)

            Такова история древнего Израиля. Такой является история и каждого из нас лично. Каждый из нас лично не имеет ничего такого, чего бы нам не дал Господь, возвышая нас из нашей пучины греха. Взгляните на дома престарелых, где живут старые люди, передвигаясь на инвалидных колясках. Они все когда-то были молодыми, здоровыми, и наслаждались полнотой жизни.

            Даже если мы упустили многое в жизни, не понимая самого главного в ней, то мы можем и сегодня открыть наши сердца к пониманию написанного в 3-м стихе 12-й главы послания к Римлянам. Господь даровал апостолу «благодать», чтобы призвать каждого из нас «не думать [о] [себе] более, нежели должно думать; но думать скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил». Да, нам дана вера. Чем раньше в жизни мы сможем усвоить этот урок, тем счастливее мы станем; однако никогда не поздно усвоить этот драгоценный урок – даже в самые последние моменты жизни может иметь место глубокое покаяние. В любой момент нашей жизни у Господа к нам есть только Благая Весть, и никакой другой. И даже вести предостережения рассчитаны только на то, чтобы мы обратили своё внимание на Благую Весть о Божьей благодати, прощении и принятии.

            Испытывали ли вы когда-либо отвержение в ответ на свою любовь? Я имею ввиду любовь, а не просто страсть или влюблённость? К примеру, ваша любовь была истинной, глубокой, и искренней. И вы надеялись, полагались на того, кто по-вашему мнению тоже испытывал к вам такую же взаимность. Именно по причине этой глубокой любви предательство обретает весьма болезненный характер, иначе оно не наносило бы такие глубокие раны. Вот почему развод особенно болезненно переносится тем из двоих, кто имел глубокую любовь к другому; поэтому мы можем сказать, что не бывает такого явления, как односторонняя и в то же время глубокая любовь. Мимолётные «романы» могут легко забываться, но они не становятся глубокими отношениями, поскольку в них нет глубокого обмена любовью. Только при глубоких отношениях отвержение или разрыв приносят большую и более длительную боль, подобно ампутации конечности. Если такое было с вами, вы можете понять чувства Христа. Вы ведь стали «причастниками Христовых страданий» (Пётр советует радоваться по этой причине – 1-е Петра 4:13). Библия показывает Христа в последние дни земной истории в образе разочарованного Влюблённого. И в каком-то смысле Он всегда был таковым, но особенно это происходит в то время, когда «брак Агнца» откладывается по той причине, что сама «невеста» откладывает его (Откровение 19:7, 8). Один вдумчивый писатель сказал однажды: «Разочарование Христа не подлежит описанию» (Эллен Уайт, выпуск рукописей, том 18, стр 191 за 1902-й год). Пророки, которые были способны переживать глубокие чувства, имели представление о той боли, которую переживал Бог Израиля столетие за столетием. Соломон также понимал, что любовь Бога к Израилю была похожа на любовь Влюблённого к своей избраннице (смотри Песнь Песней Соломона). Иеремия, Иезекииль, Осия также писали об этом (смотри 16-ю главу книги Иезекииля).

            Правда то, что Бог всегда любил и весь мир, который отвергает Его. Но отвержение Бога Израилем – это нечто отличное. Ведь любовь Христа к Израилю была подобна супружеской любви. В Его сердце всегда теплилась надежда на то, что этот объект Его любви, эта «избранная» поймёт Его и таким образом оценит и ответит взаимностью на Его любовь. Израиль временами пытался «ответить взаимностью» на Его любовь. Мы читаем об этом в описании тех реформ и покаяния, которые происходили в истории судей, во время царствования Иосафата, Езекии, Иосии. Но всякий раз любовь Христа в итоге ожидало разочарование, и Его «избранная» позорила Его перед все миром, и перед всей вселенной, так что в конце концов распяла и Его самого. Может ли такая почти супружеская любовь вынести даже такую взаимность, как тёплое посвящение Его «церкви остатка»? Кто-то считает, что не может. Но мы читаем о том, что любовь «Агапе» никогда не перестаёт (1-е Коринфянам 13:8). Эта любовь одержит победу в конце концов.

            Истина о любви Сына Божьего к Своему корпоративному телу, «Израилю», подобной любви супруга к жене, до настоящего времени была весьма смутно понята, оставаясь в тени тысячу лет. О ней упоминается в Библии лишь несколько раз.

            В 16-й главе книги Иезекииля описана «жизнь» Израиля, начиная от его брошенного состояния сироты, и заканчивая её усыновлением, а также любящим воспитанием, которым Христос окружил её во время взросления. Родительская любовь Бога к ней перерастает в супружескую любовь, когда она становится чрезвычайно прекрасной женщиной. Все века существования Израиля от Иакова до Иезекииля представлены жизнью одной женщины. Неверность этой женщины изображается весьма красочно и явно.

            Затем мы читаем пророка Осию. Бедный мужчина стал пленником любви к этой женщине – Гомерь. Она, должно быть, привлекала и всех остальных мужчин к себе, но любовь Осии к ней от этого не угасла. Он не может ничего поделать – такова природа любви, которая «сильна, как смерть… Воды не могут потушить её, и реки не зальют её» (Песнь Песней 8:6, 7). Пророк всё время принимает её несмотря на её постоянную патологическую неверность. Но в конце концов её сердце завоёвано им, и её супружеская любовь тоже становится такой же святой «почтительностью» к мужу, которую Павел описывает в послании Ефесянам (5:33), которую этот любвеобильный муж неосознанно вдохновляет и рождает в ней. Таким образом трагическое положение заканчивается позитивным результатом.

            Иисус тоже не может ничего поделать со Своей любовью. Он любит ту женщину, которую Он считает кандидатом в Свои невесты. Поэтому Он и описывает Своё второе пришествие в качестве Жениха, пришедшего на свадьбу (Матфея 25:1-13).

            Наконец, в конце последней книги Библии, автор описывает завершение вселенского Дня Искупления в качестве разрешения некоего любовного вопроса. Сама невеста, которая откладывала бракосочетание, наконец-то осознанно приходит к убеждению и решимости «приготовить себя», отзываясь на верную любовь своего небесного Жениха, который пребывал в разочарованном состоянии уже слишком много времени (Откровение 19:7, 8).

            Такова история Нового Завета. Настало для нас время проявить искренний интерес к тому, чтобы наш Спаситель получил Свою награду. Вот в чём заключается ценность Дня Искупления. Истину о наших корпоративных отношениях со Христом нам было не так просто понять. Наши умы, по всей видимости, слишком сильно заняты идеями о нашей исключительности, о наших личных, индивидуальных отношениях с Ним. Никто ни в коем случае не пытается обесценить важность наших личных, персональных отношений с Ним; но мы никогда не сможем понять наше истинное состояние в глазах Бога, видящего всю вселенную, пока мы не поймём библейское учение об «Израиле» как о едином корпоративном теле; пророки же видели Израиль на каждой стадии его истории единым всеобщим корпоративным телом. В 16-й главе книги Иезекииль (со 2-го стиха) показано, как Бог относился к Израилю во дни Иезекииля – как к единому телу, относясь к ним как к тем, кто вышел из Египта. Исход был временем «её юности»; её процветание в Ханаане было временем созревания её женской красоты, и так далее. Осия говорит нам то же самое: «Когда Израиль был юн, Я любил его и из Египта вызвал сына Моего». Таким образом Израиль на каждой стадии своего существования нёс на себе корпоративную вину за своё отступничество (как единое тело), за отступничество, которое имело место и в предыдущих поколениях, как и отдельно взятый человек может сегодня нести корпоративную вину за грехи, которые он «мог бы совершить», если эти грехи не были прощены, конечно, то есть если соответствующие сферы его души не были освящены и только ожидают подходящего момента, чтобы проявиться в греховных поступках. И это несмотря на то, что само тело этого человека уже полностью обновилось, пройдя через многократную замену клеток, имеющую место в нашей физиологии. К примеру, ученые-диетологи говорят, что каждые семь лет наше тело полностью заменяется другим в процессе замены всех клеток, так что в чисто физическом смысле мы представляем собой другого человека, чем тот, кем мы были десять-двадцать лет назад. И несмотря на это глупо было бы отрицать и отказываться от долга, в который я влез семь лет назад, утверждая, что я сегодня – уже другой человек, чем тот, кто заключал эти договоры семь лет назад. Личность остаётся личностью, той же самой личностью в течение всей жизни, потому что эта личность неотъемлема  от единого тела.

            Так же происходит и с церковью. Некоторые братья категорически отрицают свою корпоративную вину в отвержении позднего дождя в эпоху 1888 года, которую «мы» все разделяем. Иудеи времён Христа с таким же успехом могли отрицать свою корпоративную вину за убийство Авеля или «Захарии, сына Варахиина», который был убит «между притвором и жертвенником». Последнее убийство произошло примерно в 856-м году до Р.Х. Они могли заявить Иисусу о том, что в то время они ещё даже не родились. Как их можно считать виновными в этом преступлении?

            Некоторые решительно называют сущей бессмыслицей мысль о том, что мы каким-то образом виновны в грехе, совершенном в 1888-м году, и, отрицая само понятие корпоративной вины, приводят в качестве аргумента текст из книги Езекииля (18:20): «Сын не понесёт вины отца». Но тем не менее Господь самым ясным образом обратился к иудейским лидерам, говоря им о «Захарии, сыне Варахии», которого «они убили» (Матфея 24:35; 2 Палипоменон 24:20). Мы видим, что Иисус признавал и говорил о принципе корпоративной вины, и следовательно, о необходимости корпоративного покаяния. Вообще-то сам славный день Пятидесятницы был прямым результатом признания корпоративной вины и принятия дара всеобщего покаяния: «Знай весь дом Израилев, что вы распяли Христа»; «вы от Святого и Праведного отреклись… Начальника жизни убили… вы сделали это по неведению, как и правители ваши». Пётр также говорит о вине, которая покоится «на доме Израилевом», хотя сравнительно немногие из присутствующих на его проповеди принимали реальное участие в тех событиях. Проповедь Стефана из 7-й главы книги Деяний ясно показывает принцип корпоративной вины и необходимость в корпоративном покаянии (стихи 52-54); но иудеи отвергли эту весть.

 

Поклонение Ваалу во дни Иеремии.

«Священники не говорили: "где Господь?", и учители закона не знали Меня, и пастыри отпали от Меня, и пророки пророчествовали во имя Ваала и ходили во след идолов, которые не помогают» (Иеремия 2:8, дословный перевод)

            Отступничество во дни Иеремии представляло собой тонкую форму поклонения Ваалу, на нашем современном языке оно представляло бы собой тонкую подделку праведности по вере. После столетия постоянного погружения в духовную тьму, народные лидеры и народ и в самом деле принимали эту подделку за истинное поклонение Богу (Пророки и цари, стр 119-124; 127, 133, 147, 153). Почему? Имя Ваал было общеупотребительным словом, и означало «Господь», или «господин», или «муж» (Израильтяне боялись произносить вслух священное имя Бога). Слово Ваал вбирало в себя все экуменические идеи и понятия о богах, которым поклонялись окружающие народы. Почему бы не употреблять то же имя? Почему бы не объединиться с ними хоть на этом основании? Почему бы не перенять из «Вавилона» тех дней его концепции богословия и стили поклонения? Руководство и большая часть «истинной церкви» во дни Иеремии постепенно скатились в отступничество.

 

Современное поклонение Ваалу.

В результате отвержения вести 1888 года, вести о праведности Христа, мы, по словам Эллен Уайт, создали тот вакуум, в который устремились все учения и способы современного поклонения Ваалу. Вот что написано в «Свидетельствах для проповедников», стр 467 (дословный перевод): «Мнения и предрассудки, преобладавшие в Миннеаполисе, не исчезли ни в коем случае. Посеянные там в некоторых сердцах семена готовы взойти в их жизни и принести соответствующие плоды. Хотя верхушки были срезаны, корни остались не выкорчеванными, они продолжают приносить нечестивые плоды, отравляя суждения и извращая понятия относительно вести и вестников и ослепляя понимание тех, с кем вы соприкасаетесь в отношении вести и вестников (1888 года)… Многие от души говорят: "Мы не хотим, чтобы этот человек царствовал над нами". Ваал - вот их выбор. Религия многих из нас будет подобна религии отступивших израильтян, потому что им нравилось идти своим путем, и они оставили путь Господень. Истинную религию, единственную библейскую религию, которая учит прощению лишь через заслуги распятого и воскресшего Спасителя, которая защищает праведность через веру в Сына Божьего, именно эту религию унижают, подвергают нападкам, насмешкам и отвержению»

            Неискажённый и ясный взгляд на то, что произошло на кресте Христовом, будет сердцем вести, которая будет освобождать каждое верующее сердце от рабства себялюбия – нашей самой большой проблемы по всему миру. Это возможно – когда служение своему «я» растёт и процветает в сердце, и этого не видим ни мы, ни окружающие нас люди. Это возможно даже в жизни и служении духовенства и учителей. И в результате «нашего» сопротивления вести четвёртого ангела в эпоху 1888 года Эллен Уайт констатировала, что «религия многих из нас будет подобна религии отступивших израильтян (в их поклонении Ваалу, как во дни Илии)», ибо поклонение Ваалу – это поклонение своему же «я», замаскированное под поклонение Христу. Поэтому она и пишет: «Многие от души говорят: "Мы не хотим, чтобы этот человек царствовал над нами". Ваал - вот их выбор… Какое будущее ожидает нас, если мы не сможем прийти к единству, которое несёт эта весть (весть 1888 года)?» (смотри там же). Ответом на этот вопрос является наше состояние сегодня. Эллен Уайт часто говорила о том, что в краткой истории нашей церкви мы повторили историю древнего Израиля. Вдумчивые люди часто спрашивают у Бога: «О, Господи, когда же придёт поздний дождь?» Ответ на этот вопрос должен быть очевиден.

            «Поздний дождь» не сойдёт до тех пор, пока крест Христов снова не станет центральной вестью нашей пасторской и евангелической работы. Посылая «нам» «самую драгоценную весть» 1888 года, Господь намеревался сделать так, чтобы церковь Адвентистов Седьмого Дня по всему миру стала местом, куда бы люди всего мира захотели приходить, чтобы услышать о жертве Христа, возвещаемой в Его любви.

            В той же статье, где вдохновенный свидетель конференции в Миннеаполисе называет весть 1888 года «началом» света четвёртого ангела из 18-й главы книги Откровение, она пишет: «Тема, способная привлечь сердце грешника – это Христос и Христос распятый. На голгофском кресте Иисус явлен миру в несравнимой любви. Представьте Его именно таким перед жаждущим множеством народа, и свет Его любви завоюет сердца людей, переведя их из тьмы к свету, из беззакония к послушанию и истинной святости. Созерцание Иисуса на Голгофском кресте пробуждает сознание к пониманию отвратительного характера греха так, как этого не может сделать ничто другое».

            Словом «созерцание» Эллен Уайт объясняла слово «смотрю» в стихотворении Исаака Уотса: «Когда я смотрю на изумительный крест…» Подобно наблюдателю, стоящему на сторожевой башне, Церковь Адвентистов Седьмого Дня согласно Божьему намерению должна была так, как никогда раньше этого не делало ни одно корпоративное тело Божьего народа, провозглашать измерения и масштабы «широты, долготы, глубины и высоты» любви «Агапе», явленной на Голгофе. И это открытое и прямое свидетельство о том, чего стоило Сыну Божьему спасти мир, будет пробуждать сердца искренних людей по всему миру, готовя их к последним событиям земной истории и личному возвращению Иисуса в этом же поколении. Позже она писала, что всемирное евангельское поручение было бы завершено в 1893-м году, если бы этому «четвёртому ангелу» позволили бы провозгласить свою весть без сопротивления и без искажения (смотри Бюллетень Генеральной Конференции за 1893-й год, стр 419).

            Но что же особенного было в провозглашении креста в 1888-м году, чего не проповедуют евангелические церкви, соблюдающие воскресенье, и даже Римская Католическая Церковь? Дело в том, что протестантские церкви 90-х годов 19-го столетия и в самом деле проповедовали понимание креста, которое было свойственно Мартину Лютеру. Разве это понимание не соответствует критериям Эллен Уайт? И вообще: существует ли уникальное понимание истины о Кресте Христовом, которое было дано только Адвентистам Седьмого Дня? Не будем ли мы слишком высокомерными, утверждая это?

            Да, уникальное понимание креста Бог дал именно нам. И мы не будем грешить, признавая этот факт. Два смиренных «вестника», которым Бог доверил весть 1888 года, обнаружили свет посредством простого процесса объединения в учении о корпоративном оправдании верой, которому Павел учил в посланиях Римлянам и Галатам, наряду с уникальным учением Адвентистов Седьмого Дня об очищении небесного святилища, которое началось в 1844-м году. Было положено начало излития света вести позднего дождя. И это излитие преткнулось и задержалось в самом его начале. Однако новые духовные перспективы блеснули нашему взору в «широте, долготе, глубине и высоте» Христовой любви «Агапе», открытой в Его искупительной жертве.

            После долгих десятилетий миру ещё предстоит понять важность того, где сегодня находится Иисус – во Святом Святых. Весь христианский мир нуждается в том, чтобы понять, что же произошло в конце пророческого периода в 2300 лет. Они могут отвергнуть это откровение, но они должны увидеть его. И никто другой, кроме Адвентистов Седьмого Дня не может провозгласить эту весть, а наш совместный «громкий клич» скорее похож на какой-то странный неясный шёпот.

            Мир также должен понять, что Иисус делает в последней фазе Своего служения искупления. Мы переживаем трудности с пониманием важности и сути той вести, которая должна ещё охватить весь мир, как иудеи времен Христа не могли постичь того, что Он желал им показать.

 

Церковь остатка и её идентичность.

Притязания древних иудеев на особый статус выражается в следующих словах Иеремии: «Походите по улицам Иерусалима, и посмотрите, и разведайте, и поищите на площадях его, не найдете ли человека, нет ли соблюдающего правду, ищущего истины? Я пощадил бы [Иерусалим]. Хотя и говорят они: "жив Господь!", но клянутся ложно. О, Господи! очи Твои не к истине ли [обращены]? Ты поражаешь их, а они не чувствуют боли; Ты истребляешь их, а они не хотят принять вразумления; лица свои сделали они крепче камня, не хотят обратиться» (Иеремия 5:1-3).

            «Не надейтесь на обманчивые слова: "здесь храм Господень, храм Господень, храм Господень" (Иеремия 7:4).

            Урок за вторник предлагает нам задуматься над интересным вопросом: «Независимо от глубины падения и отступничества народа, многие в этом народе верили в то, что они по-прежнему следуют за Господом!» «Имея все те удивительные истины, открытые нам как Адвентистам Седьмого Дня, как мы можем убедиться в том, что мы не впадаем в тот же обман, веруя в наше уникальное призвание, и полагаясь на то, что оно само по себе может нас спасти?»

            Деноминация называемая сегодня Адвентистами Седьмого Дня в трудах Эллен Уайт называется пророческой церковью остатка. Более того, с самого начала нашего существования наши пионеры верили в то, что эта церковь является исполнением пророчества из книги Откровение. Если это правда, то мы имеем смысл и истинное предназначение нашего существования. Если же это неправда, то мы не имеем причин для нашего присутствия в этом мире.

            В 9-м томе «Свидетельств для церкви» (стр 19) мы читаем: «Христиане-Адвентисты седьмого дня в особенном смысле этого слова призваны быть стражами и носителями света в мире. Им вверено последнее предостережение для погибающего мира. Над ними воссиял чудный свет из Слова Божьего. Им доверена в высочайшей степени торжественная работа — возвещение первой, второй и третьей ангельской вести, и нет более важной работы, чем эта… Нам доверено проповедовать миру одну из самых торжественных истин, когда-либо провозглашаемых на земле. И возвещение этой истины должно быть нашей главной задачей. Мир должен получить предостережение, и народ Божий должен быть верным порученной ему задаче» (смотри также 1-й том «Свидетельств для церкви», стр 186,187, «Избранные вести», 1-й том, стр 91-93, Библейский комментарий, 7-й том, стр 959, 960, 961).

            Скептики сегодня со всех сторон нападают на наше пророческое предназначение, утверждая, что церковная организация настолько пала, что перестала быть истинной пророческой церковью остатка. Этот раскольнический образ мыслей проистекает и имеет своим корнем голод и жажду по истинам Евангелия, открытым в вести 1888 года. Благая Весть 1888 года, и её открытия подобны жизненно важным витаминам для человеческого тела. Их отсутствие приводит к болезням.

            Мы ещё не постигли великие измерения Божьей благодати, одним из которых является истина об оправдании верой, посланная нам в эпоху 1888 года. Эта истина не только не понята, но и отвержена. В результате этого создался вакуум законничества, в который устремились многие запутывающие и разочаровывающие ереси. Долгие десятилетия сопротивления «самой драгоценной вести» сформировали в нашей среде жёсткий, часто грубый и недобрый дух эгоистичной озабоченности своим спасением. Главная наша забота – наша же собственная вечная безопасность, спасение наших мелких душ для вечности. Этот мелочный страх, являясь побудительным мотивом религиозной жизни, приводит к проявлению самых плохих свойств нашей человеческой природы.

            Озабоченность и мысли о самом Христе – это совсем другое. Присутствие в церкви «грозных святых» является для Него огромным препятствием. Несмотря на всю оправданность и святость «праведного гнева», грубый и порой даже ханжеский гнев на «всех, кто не такой, как я» уже переходит всякие границы возможного в церкви остатка. Недостаток христианской доброты или хотя бы элементарной вежливости, чувствительности к душам людей в церкви достиг феноменальных масштабов. Ошибочно полагать, что Иеремия, исполняя свою миссию пророка, не был порядочным и вежливым человеком, джентльменом. Упрёки и обличения, и даже поручение самого Бога открывать грех никогда не оправдают грубого отношения к людям, если внутренняя любовь к обличаемым не выражается со слезами в голосе или на бумаге. Целыми десятилетиями «мы» лишали наш народ познания «гораздо боле преизобилующей благодати», открытой в вести 1888 года. Старая пословица гласит: «Дерутся только голодные животные».

 

         Тайный источник яда раскольничества и разделения.

 Непонимание истинной природы Божьей любви «Агапе» ведёт к серьёзным последствиям. Критики и скептики, оставившие надежду, не могут увидеть, каким образом Божья любовь может быть верной и продолжать изливаться на больную заблуждающуюся церковь. Они принимают божественную любовь за человеческую, которая обусловлена ценностью или благочестием объекта своего расположения и зависит от этих качеств. Мы, люди, влюбляемся в красивых людей. Мы не можем представить себе влюблённость в уродливого человека. Поэтому такие люди смотрят на слабое и порой скверное состояние церкви и не могут понять, как любовь Божья к этой церкви может быть постоянной и неугасающей. «Церковь пала» - они говорят, «и поэтому Божья терпеливая любовь должна когда-либо прекратиться».

            Божественная любовь, будучи абсолютно свободной и независимой, сама создаёт ценность в объекте своей заботы. И именно это творческое качество Божьей любви гарантирует успех вести ангела Лаодикийской церкви. Энтузиасты-раскольники считают эту постоянную терпеливую любовь признаком того, что Христос является каким-то небесным Занудой и Приставалой. Они неверно понимают свойства любви «Агапе», считая её слишком мягкой, не понимая того, что она тверда как сталь. Многие не понимают силы этой любви, не понимают, как такая независимая и суверенная любовь пользуется своей свободой любить совершенно недостойных этой любви. Но именно эта любовь преобразует «тёплую церковь» в кающуюся церковь. Она может в конце концов обратить искренние души как в либеральном, так и в консервативном лагерях, и воцарить сердечное единство между разделёнными братьями. Раскольнический образ мыслей не видит того, что честь и оправдание самого Христа и Его чести зависит от покаяния церковной организации. Они видят грехи церкви, считают их непростительными, или по крайней мере неисправимыми, и поэтому не верят в возможность всеобщего покаяния всей деноминации. С другой стороны, руководство церкви часто обостряет эту проблему, утверждая, что «всё в порядке», и поэтому всеобщее покаяние не требуется. Некоторые искренние люди, не знающие весть о праведности Христа, видя определённую обоснованность в строгих воззваниях, которые звучат под видом «прямого свидетельства», отделяются от единства с организованной церковью. Это немудрое решение. Это решение необоснованное и неверное. Христос никогда не призовёт нас оставить церковь. Он призывает каяться, будучи в церкви, и «воздыхать и вопиять», оказывая тем самым позитивное влияние, а не негативное. Вдохновенный голос уверяет в насущности окончательного покаяния всей деноминации. Об этом мы читаем в утверждениях, подобных следующему из 2-го тома «Избранных вестей», стр 397: «Мне велено возвестить всемирному братству Адвентистов Седьмого Дня о том, что Бог призвал нас как народ, чтобы мы были Его особым «сокровищем». Он предназначил, чтобы Его церковь на земле стояла в совершенном единстве в Духе и совете Господа воинств до самого конца времени».

            Будем же доверять Божьему водительству. Его церковь нуждается в наставлении. Какой бы слабой и проблемной она ни была, она является объектом Его самой высочайшей заботы» (там же, стр 396, письмо 297 за 1904-й год). «Несмотря на наши отчаянные попытки сохранить наши отличительные особенности, мы уже имеем как христиане, изучающие Библию, твёрдое основание» (там же, стр 396, 397, письмо 170 за 1907-й год).

            «Свидетельства, которые нам были даны в последние пятьдесят лет (теперь уже 140 лет), свидетельства присутствия Духа Божьего в нашей среде как народа, выдержат испытания и критику со стороны тех, кто сегодня переходит в стан врага и вооружается против вести, данной Богом» (там же, стр 397, письмо 356 за 1907-й год).

            «Церковь может подавать признаки своего падения, но она не падёт. Она будет стоять, хотя «грешники на Сионе» будут просеяны, и мякина будет отделена от драгоценной пшеницы. Этот процесс будет далеко не из приятных, но тем не менее, он должен произойти» (там же, стр 380).

            «Я воодушевляюсь и испытываю блаженство, когда сознаю, что Бог Израилев все еще направляет Свой народ и что Он пребудет с ним до самого конца… Мне поручено сказать нашим братьям-служителям: "Пусть Дух Божий придаст силу вести, которая исходит из ваших уст, зарядит силой Духа Божьего… Сейчас самое время продемонстрировать миру силу Божью в нашей жизни и в нашем служении» (там же, стр 406, 407).

            Весть Христа к Лаодикии, а вместе с ней и сам характер Его любви-агапе, сегодня представлены на суд всей вселенной. Достигнет ли она своей цели? Или столетие за столетием будут проходить, так и не увидев окончания той великой работы, к которой она призывает?

 

         Некоторые выдающиеся истины.

Величайшая забота Господа связана с руководящими братьями в Его церкви. «Божьи служители представлены символом семи звёзд… Христовы служители являются духовными руководителями народа, доверенного их попечению». («Служители евангелия», стр 13, 14).  

            «Это говорит Тот, кто держит семь звёзд в руке Своей…» Эти слова обращены к учителям церкви – к тем, кому доверено влияние в церкви. Вместе с этим влиянием им дана и большая ответственность» («Деяния апостолов», стр 586). Это те, кому «Бог доверил нести ответственность руководства» церковью, «кому даны должности, предназначенные Богом для руководителей Его народа» (там же, стр 164). Если они отвергнут особый призыв Христа к покаянию, организованная и слаженная работа церкви будет расстроена. Но руководство может внять призыву Христа и отозваться на него, и в книге Откровение сказано о том, что перед самым концом времени они так и поступят.

            Христос уважает церковную организацию. Он желает, чтобы «ангел церкви» покаялся первым, а затем заразил этим опытом остальных, передав его всемирной церкви. Предположим, что руководство не прислушается к этому призыву, или отвергнет обращение Господа. Что тогда? История Израиля показывает нам, что «народ» может вмешаться в этот процесс, и занять ведущую роль в вопросе покаяния. Смотри 26-ю главу книги Иеремии. Когда руководство церкви «в большой степени» отвергло весть 1888 года (смотри «Избранные вести, 1-й том, стр 234, 235), Он не отверг их. Он позволил их неверию парализовать завершение Его работы и отдалить его больше, чем на столетие. Кто-то может предположить, что если это неверие будет продолжаться столетие за столетием, Господь и в самом деле проявит Себя как некий слабый зануда и нытик, оставаясь бессильным, позволяя своему нераскаявшемуся «ангелу церкви» продолжать расстраивать Его планы. Кто-то предполагает, что если мы не будем идти за Господом, то Он будет бесконечно разочарованным, и будет вынужден идти за нами. Но мы имеем вдохновенное обещание, на которое можно положиться. Придет время, когда Господь сместит нераскаянное руководство. В 1885-м году, за три года до вести «громкого клича», Эллен Уайт написала президенту Генеральной Конференции, человеку, который позже сделал выбор отвергнуть «самую драгоценную весть», когда она была послана, такие слова (дословный перевод): «Если в людях, которые могут помочь в (название города), не проснется чувство долга, они не различат действия Божьи, когда зазвучит громкий клич третьего ангела. Когда свет осветит землю, то они не пойдут на помощь Господу, но захотят ограничить Его работу в угоду своим узким интересам. Позволь сказать тебе, что Господь будет завершать Свое дело совершенно необычным образом и вопреки любым человеческим планам. Среди нас обнаружатся такие, кто захочет постоянно контролировать работу Божью, даже диктовать, какие нужно предпринимать шаги для продвижения дела, совершаемого под руководством ангела, который присоединится к третьему ангелу в провозглашении вести, посланной миру. Бог будет использовать Свои пути и средства, что покажет, что Он держит бразды правления в Своих руках. Труженики удивятся тем простым средствам, которые Он будет использовать для завершения Своего праведного дела» («Свидетельства для проповедников», стр 300. Письмо к Батлеру за 1 октября 1885 года).

            Никто точно не знает, как Господь будет «держать бразды правления в Своих руках». Хотя любовь Его бесконечна, Его терпение имеет пределы. Его любовь к погибающему миру явит себя более великой, чем Его терпеливое снисхождение к длительной теплоте Адвентистов Седмого Дня. Христос умер за весь мир. Поэтому наступит время, когда Он уже не сможет терпеть постоянное и своевольное нераскаянное состояние. Он способен также и проявлять праведный гнев. Когда настанет время этому гневу воспламениться, «кто сможет устоять?»

            Когда же призыв Христа к покаянию, обращённый к «ангелу церкви», встретит достойное признание и отзыв в виде раскаяния и примирения с Ним, то эти благословения распространятся на всю всемирную церковь с немыслимой быстротой. Сердца смирятся, и наконец народ будет приготовлен к провозглашению вести громкого клича миру, за который умер Христос. И не существует причины, по которой это чудное действие не может завершиться при нашей жизни. Аминь.

 

Чтобы бесплатно получать текстовые и аудио варианты этих уроков, обращайтесь по адресу электронной почты, который вы видите на экране.

 

pavelk1@bk.ru