Вернуться 
назад к меню 
"Комментарии Пола
Пенно на уроки
Субботней школы"

Комментарий на урок «Пророческое призвание Иеремии»

из цикла "Иеремия".

 

Пастор Пол Пенно.

Перевод, озвучивание и дополнения Кожевникова Павла.

 

Чтобы бесплатно получать текстовые и аудио варианты этих уроков, обращайтесь по адресу электронной почты, который вы видите на экране.

 

pavelk1@bk.ru

 

Мятежный период последних дней иудейского царства характеризовался целым хором пророческих голосов, предупреждающих о крахе иудеи в случае если этот народ не покается и не вернётся к Господу. Но, так или иначе, над голосами Наума, Аввакума, Софонии и даже Иезекииля, возвышается одинокая фигура Иеремии. И несмотря на это, его весть главным образом осталась без внимания.

                Иеремия был самым обычным человеком, самым простым из всех пророков. О его личной и внутренней жизни известно более, чем о жизни всех остальных вестников Божьих. Пребывая в изменчивых состояниях отчаяния либо восхищения, нам, пожалуй, легче отождествиться с ним, чем с таким величественным и высоким человеком, как Исаия, или с таким дисциплинированным и исполненным видений как Иезекииль, или таким пылким и вдохновенным как Амос.

                Иеремия проявлял качества смелости, сострадания и чувствительности. Он также показал свои более тёмные и сокровенные стороны, такие как подверженность настроению, самоанализ, одиночество, сомнения и гнев по отношению к своим личным врагам (Иеремия 11:20). Он мог взывать о возмездии над теми, кто нападал на него, но также страстно ходатайствовал перед Богом о спасении Его народа. Он мог отстаивать свою позицию в личных спорах, но вместе с этим безмерно сильно плакал, видя страдания своего собственного народа. Его прозвище «плачущего пророка», его слёзы следует понимать не в качестве признака его внутренней слабости, а в качестве доказательства его любви к своему народу. Он, видимо, заслужил репутацию смелого человека в течение своей жизни, ибо спустя столетия между Иеремией и Иисусом проводились определённые параллели (Матфей 15:14).

                Иеремия был сыном Хилкии, священника из Анафофа, из земли Вениамина. Был ли сам Иеремия священником – точно не известно. Он был не женатым, когда был призван на пророческое служение. Ему даже было запрещено жениться (Иеремия 16:1-4). Поскольку молодёжь обычно женилась в возрасте до двадцати лет, Иеремия вероятно был меньше этого возраста, когда он был призван Богом на служение «в 13-м году царствования Иосии» (Иеремия 1:2), то есть в 627 году до рождества Христова.

                Мы не имеем сведений о том, как Иеремия зарабатывал на жизнь. Маловероятно, что его проповедь собирала какие-то щедрые пожертвования. Скорей несколько его друзей, которые были согласны с его вестью, заботились о его физических нуждах и потребностях, которые были минимальными. Возможно он имел какие-то независимые финансовые сбережения, потому что он был способен приобрести землю у родственника, кода она была предложена ему (Иеремия 32:9).

                Оценка жизни Иеремии по стандартам успеха большинства людей назвала бы его абсолютным неудачником. Он проповедовал сорок лет, будучи не в состоянии убедить народ в том, что он был Божьим пророком. Ему угрожали, его осмеивали, его унижали и физически обижали представители его же народа. В итоге Иерусалим был окончательно уничтожен, а иудейское царство прекратило своё существование, потому что этот народ отказался принять предложенное Иеремией средство исцеления и спасения – возврат к Богу и покорность ассирийцам. Однако Иеремию не следует судить и измерять человеческими стандартами. У Бога другое средство измерения человеческих жизней. Бог ожидал только того, чтобы Иеремия провозглашал Его весть. Иеремия не отвечал ни за принятие этой вести, ни за её отвержение. Великие правители его времени – Ашшурбарнапал, Навуходоносор, Некко, Нофра – забыты человечеством как личности. Их персональное влияние равняется нулю, тогда как имя Иеремии и его влияние продолжают действовать из-за его верности в провозглашении вести Божьей.

 

Время Иеремии.

Понять Иеремию невозможно в отрыве от тех исторических событий и ситуаций, которые разворачивались вокруг него, начиная с самого его детства, и заканчивая теми бурными обстоятельствами, которые привели его в Египет  после сорока лет прилежного возвещения слов, посланных Богом.

                Иеремия родился и вырос в Иудее, когда она была под властью Ассирийцев во время царствования нечестивого царя Манассии (687-642 гг. до Р.Х.). Манассия мог бы остаться нетронутым языческими религиозными практиками, царившими повсюду. На ранней стадии своего правления Манассия начал вводить множество языческих обычаев, от которых его отец Езекия уже очистил Иудею. Он отстроил высоты, уничтоженные Езекией, возвёл алтари Ваалу, и сделал капища Астарте. Он поклонялся всему воинству небесному, и создавал алтари языческим богам даже в самом храме. Он принёс своего собственного сына во всесожжение и практиковал колдовство и гадания (4 Царств 21:2-9; 24:3-4; Софония 1:4-5).

                Многие из священников Иудеи были нечестивыми, но были и такие, которые скорбели от того, что они видели, и делали всё возможное, чтобы защитить свои семьи от этих практик. Видимо родители Иеремии, будучи священнической семьёй, были в этом меньшинстве (Иеремии 1:1). Мужчины и женщины с глубокими религиозными убеждениями часто имеют в своём прошлом следы формирования их характера набожными родителями. Таковые могли оказаться и в числе тех, кто участвовал в формировании характера Иеремии. В любом случае, он был готов услышать призыв Божий в 627-м году (Иеремии 1:1), когда он был всего лишь юношей, или даже подростком. За год до этого царь Иосия начал свои реформы (2 Паралипоменон 34:3-7). Когда Иеремия впервые понял, что выдающийся ассирийский народ будет в Божьих руках инструментом суда над его народом, он понял, что ожидает этот народ. И он непоколебимо предупреждал свой народ о том, что суды уже неизбежны. Его попытки обратить своих соотечественников к Богу не принесли никакой пользы. Его единственная награда за его труды заключалась в том, что его назвали предателем, ему угрожали, и его заключили в темницу.

                Господь воткал служение и весть Иеремии в полотно окружающего его мира. Однако весть Иеремии относится не только к его миру, потому что в любое время, где существует гордость, отвержение Бога и духовная слепота, Божий народ нуждается в Его ободрении и надежде.

 

Призвание Иеремии.

Бог имеет Своих людей для каждого дела, которое Он желает совершить на земле. Человек же начинает понимать суть порученного ему дела в опыте «призвания». Хотя эти опыты призвания были разными, каждый из них имел непреодолимое влияние на жизни пророков. Несмотря на равнодушие, физическое насилие, или отвержение, каждый из них был побуждён провозгласить весть, полученную от Бога. На все поручения, которые Бог даёт людям, Он же даёт и способности их исполнить.

                Дополнение: Вспомнилось высказывание из книги «Воспитание» на эту же тему: «Созидательная энергия, вызвавшая к существованию миры, содержится в Слове Божьем. Это Слово дает силу, оно рождает жизнь. Каждое повеление взаимосвязано с обетованием и, принятое добровольно, проникает в душу, неся в себе жизнь Вечносущего. Оно преобразует и обновляет человека по образу Божьему» (Воспитание13:15).

                «И было ко мне слово Господне: прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя» (Иеремия 1:4,5)

                Здесь описан опыт, изменивший жизнь Иеремии. Позже он переживал много сложных и болезненных событий, но при этом он никогда не сомневался в истинности этого призыва. Этот призыв часто давал ему силы идти вперёд, когда он уже был готов отказаться от своего служения (Иеремии 20:9). Слышал ли Иеремия этот призыв в виде буквального голоса, или в какой-либо другой форме, он знал, что эта весть, пришедшая к нему, была безошибочной. Бог отделил его на пророческое служение.

                Господь думал об Иеремии ещё когда тот не родился. Подобно композитору, создающему музыкальное произведение для определённой цели, Бог сотворил Иеремию вестником Своего слова. Бог уже «назначил» для Иеремии и его жизни миссию быть пророком, даже не спрашивая его. Бог как наш Творец имеет право делать с нашей жизнью всё, что Он задумал. В то же время Он с самого начала учредил во вселенной свободу выбора. Эта божественная вовлечённость в жизнь Иеремии от самого начала его существования должна была быть для него великой поддержкой на протяжении всей его сложной жизни пророка.

 

                               Божья весть к Лаодикийской церкви.

                В книге «Материалы 1888 года» (стр 1052) мы читаем: «Весть, посланная нам через Алонзо Джоунса и Эллета Ваггонера – это весть Божья к Лаодикийской церкви, и горе каждому, кто исповедует веру в истину, и в тоже самое время не отражает на других эти Богом посланные лучи».

                Осенью 1882 года в возрасте 27 лет Эллет Ваггонер пережил опыт, который он позже описывал как поворотный пункт в его жизни. Сидя в шатре, в котором проводилось лагерное собрание мрачным дождливым вечером в Хельдсбурге, штат Калифорния, слушая проповедь Евангелия, которую возвещала Эллен Уайт, он вдруг увидел свет, сияющий на него, и весь шатёр осветился этим светом, как от сияющего солнца. Он получил ясное «откровение Христа, распятого» за него. Позже он написал, что ему в тот вечер было впервые в жизни открыто, что Бог возлюбил лично его, и что Христос отдал Себя лично за него, и что всё исходит только от Него. Свет, воссиявший на него в тот день от креста Христова, стал его руководством на протяжении его изучения Библии. Он решил посвятить остаток своей жизни изучению вести о Божьей любви к каждому конкретному грешнику, которая открывается на страницах Писания, и сделать эту весть ясной и понятной для людей (Письмо Эллета Ваггонера к Эллен Уайт от 22 октября 1900 года).

                Весной 1883 года Ваггонер был призван помогать своему отцу в редакции журнала «Знамения времени», и вскоре занялся преподаванием в колледже Хельдсбурга, а также пасторской деятельностью в церкви Окланда. Именно там  он встретил Алонзо Джоунса, который также стал помощником редактора «Знамений», преподавал в этом же колледже, и служил пастором в церкви Сан-Франциско. В сентябре 1884 года Ваггонер издал серию статей по темам, которые рассматриваются в послании к Галатам. Он не только рассмотрел вопрос закона в послании а Галатам, но и писал на тему двух заветов. Обе эти темы сыграли главную роль в его понимании праведности по вере. Продолжая делиться этими истинами в своих классах, на проповедях и в статьях «Знамений», он встретился с сильной оппозицией. В 1886-м году пастор Батлер, будучи на то время президентом Генеральной Конференции, и Урия Смит, редактор издания «Ревью энд Геральд», насколько это было возможно, организовывали объединённый протест против учения, проповедуемого Эллетом Ваггонером. Батлер даже искал помощи со стороны Эллен Уайт, чтобы положить конец тому, что он считал смертельной ересью. К моменту начала Генеральной Конференции в 1888-м году в Миннеаполисе, это противодействие уже распространилось по всему руководству церкви. Неудивительно, что Эллен Уайт поддерживала выступления Ваггонера по вопросу праведности по вере на этой конференции, на которой он рассматривал как предмет закона в послании к Галатам, так и предмет заветов, что стало поводом для сомнений в её пророческом даре со стороны многих служителей. Спустя несколько лет она могла уверенно сказать о том, что именно «Господь в Своей великой милости» «послал самую драгоценную весть Своему народу через братьев Ваггонера и Джоунса». И она продолжала свидетельствовать о том, что «именно эту весть Бог повелел провозгласить миру. Это и есть трёхангельская весть, которая должна возвещаться громким голосом, и сопровождаться излитием Его Духа в большой степени» («Свидетельства для служителей», стр 91).

                Иеремия ответил на призыв Божий двумя аргументами. Во-первых, он не считал себя способным выступать перед большим количеством людей, а во-вторых, он был слишком молод. Господь отверг оба эти аргумента. Когда Бог нас призывает, Он же и наделяет нас всем необходимым для выполнения данной нам миссии. Иеремии было дано обещание о Божьем присутствии и Его избавлении от всякой угрожающей ситуации. Это обещание и было необходимо услышать робкому пророку. Иеремия 1:8: «Не бойся их; ибо Я с тобою, чтобы избавлять тебя, сказал Господь».

                Насколько распространён страх среди людей! Победить страх можно, только обретя прочное основание Божьей любви.

                Иеремия 1:9: «И простер Господь руку Свою, и коснулся уст моих, и сказал мне Господь: вот, Я вложил слова Мои в уста твои».

                Символическим жестом прикосновения к устам Иеремии, Бог назвал его своим глашатаем.

                Иеремия 1:10: «Смотри, Я поставил тебя в сей день над народами и царствами, чтобы искоренять и разорять, губить и разрушать, созидать и насаждать».

                Двойная природа служения Иеремии заключается в том, чтобы изрекать вести о суде («искоренять и разорять, губить и разрушать»), а также изрекать вести надежды и ободрения («созидать и насаждать»). Идолы иудейского народа, а также аморальные обычаи, принятые от язычников, должны быть удалены, прежде чем Бог благословит этот народ. Новое здание невозможно построить на месте старого прежде, чем старое не будет полностью снесено. Легко быть критичным и негативно настроенным по отношению к церкви, не предлагая конструктивных мер и альтернативного решения проблем. Иеремия был призван выполнить оба поручения. Эффективность его служения должна была зависеть полностью от слова Божьего, а не от человеческих способностей или человеческой мудрости. Бог никогда не ограничен способностями человека: ни врождёнными, ни приобретёнными со временем в результате опыта.

                Иеремия 1:11,12: «И было слово Господне ко мне: что видишь ты, Иеремия? Я сказал: вижу жезл миндального дерева. Господь сказал мне: ты верно видишь; ибо Я бодрствую над словом Моим, чтоб оно скоро исполнилось».

                Первое видение, подтверждающее и усиливающее значимость призвания Иеремии показало ветвь миндального дерева. Бог сказал, что Он «бодрствует» над словом Своим, чтобы оно исполнилось. Миндальное дерево называли «пробуждающим» деревом из-за его раннего цветения в самом начале весны, когда остальные деревья ещё спят. Анафоф до сих пор славится своими миндальными деревьями.

                Цель этого видения заключалась в том, чтобы предупредить: Божьи предостережения о суде, данные через пророков прошлого, не забыты. Когда бы и где бы Иеремия и народ иудеи ни увидели миндальное дерево, они вспоминали о том, что их Бог наблюдал за ними. Ложное ощущение безопасности, царившее в иудее, должно быть поколеблено, хотя это и невозможно было сделать сразу, в одно мгновение.

 

Уроки для нас.

В конце урока за пятницу мы встречаем очень важный вопрос: «Каково наше отношение к пророческому слову, посланному нам, особенно когда мы слышим то, что нам слышать не нравится? Разве те люди, которые были призваны открывать истинного Бога миру, не осуществляли нападки на Его глашатаев, противясь тем самым самому Богу?

                Очищение святилища никогда не сможет закончиться, если инцидент 1888 года, имевший место в нашей истории, не будет полностью понят и стоящая в его корне проблема не будет решена. Этот период нашей истории имеет особое значение. Об этом писала Эллен Уайт, обращаясь к президенту генеральной конференции брату Олсену, через четыре года после конференции в Миннеаполисе такими словами: «Грех, содеянный во время событий в Миннеаполисе, остаётся записанным в небесных книгах, и эта запись стоит напротив имён тех, кто воспротивился свету. Эта запись останется там до тех пор, пока не произойдёт полное осознание, исповедание, и преступники предстанут перед Богом в полном смирении» («Материалы 1888 года», стр 1031)

                Её более поздние труды дают нам понять, что «полное исповедание» так никогда и не состоялось, и что опыт «полного смирения перед Богом» не был пережит большинством из этих людей (смотри там же). Те братья уже все умерли, но это не означает, что вместе с их смертью были стёрты те «записи в небесных книгах», потому что эти записи говорят о всеобщем грехе наряду с личными грехами. Фундаментальная истина, которая сделала нас Адвентистами Седьмого Дня, уникальной деноминацией, заключается в том, что смерть не означает автоматическое удаление записей из небесных книг. Очищение должно произойти во время «следственного суда», во всеобщий и последний День Искупления.

                Наш вопрос состоит не в спасении тех душ, тех дорогих нашему сердцу лидеров церкви, которые более столетия назад воспротивились вести, посланной Богом. Они уже покоятся в Господе, в мире, хотя и продолжают быть узниками своих могил. Вопрос состоит в завершении работы Божьей на земле, в развитии полноценных отношений и глубокого взаимопонимания между Господом и Его церковью, так чтобы мы могли воистину «воздать славу Ему, ибо наступил час суда Его». Для исполнения этой святой цели нам необходимо снова обнаружить для себя те бесценные благословения, которые наши братья более ста лет назад «сокрыли от мира», а также «от своего же народа в великой степени» (смотри 1-й том «Избранных вестей», стр 234, 235).

                Мы составляем «одно тело» во Христе, «город», или духовное сообщество, которое вбирает в себя и опыт наших братьев, живших ранее. Их грех поэтому является нашим грехом, если конечно, мы не примем от Бога разумное, осмысленное покаяние. Это «тело» названо «тёплым», больным духовной болезнью, развитие которой можно проследить до самого 1888 года. Новое поколение должно сегодня верно понять и истолковать то, что происходило в прошлых поколениях, по причине сильного влияния прошлого на наше духовное состояние сегодня. Весть Христа для Его церкви последних дней требует перепроверки наших исторических сведений, которые тоже делают нас «богатыми и разбогатевшими», развивая этот комплекс неполноценности в теле Христовом (Откровение 3:14-21).

                Именно нежелание сделать это и возлагает на нас вину прошлых поколений. Мы сегодня проходим такую же проверку, как и они в своё время. Как и Голгофа, 1888-й год – нечто большее, чем просто историческое событие. Божье провидение не позволит этой дате покрыться пылью в архивах адвентистской церкви, остаться забытой навсегда последующими поколениями. Эта дата связана с применением таких принципов, которые снова и снова действуют в каждом поколении вплоть до окончательной победы истины. В определённом смысле каждый из нас сегодня находится на Голгофе. В этом же смысле мы также являемся делегатами конференции 1888 года. Мы призваны сделать то, чего не сделали предыдущие поколения. Вдохновенное пророчество говорит нам о том, как события 1888 года должны быть пересмотрены. В Бюллетене Генеральной Конференции (стр 184) мы читаем: «Мы должны быть последними среди тех, кто хоть в малейшей степени лелеет дух преследований, направленный против тех, кто несёт весть от Бога миру. Такова самая страшная черта нехристоподобности, которая проявляет себя в нашей среде с самой встречи в Миннеаполисе. Временами она будет проявляться в своём истинном свете, со всеми последствиями и горем, которое будет его результатом и следствием»

                Бывший президент Генеральной Конференции брат Олсен также признал, что вопрос 1888 года должен оставаться постоянным катализатором нашего состояния вплоть до нашей полной победы. Вот как в Бюллетене Генеральной Конференции приведены его слова (стр 188): «Некоторые могут утомляться от идей, которые нам открыты в Миннеаполисе (в смысле утомляться на этих встречах, которые происходили в 1893-м году). Я знаю, что кто-то чувствует негодование и усталость, слыша малейший намёк на эту встречу, а также на ситуацию, сложившуюся там. Но будем помнить о том, что причина для таких чувств заключается только в непокорном духе, действующем изнутри. И как только мы полностью покоримся, и смирим свои сердца перед Богом, все сложности и проблемы уйдут. Сам факт того, что кто-то испытывает негодование по этому поводу, показывает и доказывает присутствие бунта в этом сердце… Если мы не пройдём этот урок один раз, Господь снова приведёт нас к этому же рубежу; если мы не пройдём его во второй раз, Он подведёт нас к нему снова; если мы не справимся в третий раз, Господь снова выведет нас на этот же рубеж… Вместо того, чтобы огорчаться оттого, что Господь приводит нас к одному и тому же рубежу, лучше прославим Его, и будем хвалить Его непрестанно, ибо так проявляется Божья милость и сострадание. Что-то другое послужило бы нашей погибели и краху».

                Сегодня некоторые также могут чувствовать «утомление и негодование», слыша о необходимости провести такое исследование и перепроверку нашей истории. Зачем обращать такое пристальное внимание на наше трагическое прошлое? Почему бы просто не забыть его и не пойти вперёд прямо с того места, где мы находимся прямо сейчас?

Как сказал президент Генеральной Конференции в 1893-м году, негодование и неприятные чувства в отношении 1888 года показывают состояние сердца, которое находится во вражде с Божьим Духом Святым. Пожалуй, сам Господь вдохновил президента сказать то, что он сказал. И Эллен Уайт также напоминает нам об ужасной опасности, угрожающей нам, если мы забываем уроки прошлого (LS 196). Прогноз, сделанный Алонзо Джоунсом в этом же году и на этой же сессии Генеральной конференции 1893-го года, поражает своей точностью:

«В будущем нас ждут более удивительные откровения, чем те, которые мы имели в Миннеаполисе, более изумительные, чем всё, что мы видели до этого момента. И, братья, мы будем призваны принять и возвестить эту истину. Но пока вы и я не убедимся в том, что каждая фибра нашей души не очищена от этого духа, который там царит, мы будем обращаться с этой вестью и вестником, через которого она послана, так, как по свидетельству Божьему мы обошлись с вестью, данной в прошлом.

 

                Видение реальности необходимо нам больше, чем множество дел.

                Признать истину полностью не означает стать критиканом. Истина о прошлом не только освещает таинственное настоящее; она вселяет надежду на неизвестное будущее. Полная истина всегда представляет собой Благую Весть. Когда мы понимаем это, наши попытки снискать обещанный нам «поздний дождь» и собрать последнюю жатву будут иметь успех. Долгий обходной путь будет явлен нам как самый короткий путь домой. Опыт веры предполагает полное признание истины такой, какая она есть. Но пока мы не готовы встретиться лицом к лицу с истиной, все наши списки дел и программ обречены на провал, потому что они будут уводить нас от спасительной веры.

                Находясь под Божьим водительством, и изучая нашу историю, мы заметим, что объективная история ставит нас в конфронтацию с реальностью:

                1. Божья любовь требует того, чтобы Его весть «вечного евангелия» была возвещена всему миру, и провозглашена с силой. Но Он Сам сказал, что не может послать это благословение, чтобы оно всего лишь было частью всей той смеси, которой полнится наше сердце и наша среда.

                2. Ложный «Христос» современного мира бессилен держать церковь остатка в своей власти долгое время. Он не может проявлять свою сверхъестественную силу над этим народом в целом, как он сделает это над остальными религиозными организациями, и всё это из-за присутствия в этой организации многих тысяч людей, которые будут настаивать на полном принятии истины. Эти искренние Адвентисты Седьмого Дня будут иметь глубокое убеждение, основанное на Писании. Они не преклонят свои колени перед Ваалом. И они не позволят Ваалу заставлять их замолчать, потому что они считают себя членами тела Христова. Они будут стоять твёрдо, как это делал Тот, кто восклицал в храме: «Как вы смеете превращать дом Отца Моего в дом торговли?» (Иоанна 2:16).

                3. Таким образом, Церковь Адвентистов Седьмого Дня не потерпит поражение в последнем кризисе, потому что ещё осталась крепость в искренних сердцах тех, кто составляет большую часть её членства. Эта сила и принесёт поражение последней попытке Ваала подчинить себе Израиль Божий. Даже Ваал не может внедрить свои поддельные благословения в разделённый народ, колеблющийся между двумя мнениями. Решительный фактор, который принесёт победу истине – это очищение небесного святилища, конец того служения Первосвященника всего мира, Спасителя мира, которого не было в истории до 1844 года. Следующим шагом для тех, кто заявляет о вере в «блаженную надежду», будет решение проявить своё полное посвящение одному из двух «господ». И это решение приведёт к таким последствиям, которые поражают воображение.

 

Чтобы бесплатно получать текстовые и аудио варианты этих уроков, обращайтесь по адресу электронной почты, который вы видите на экране.

 

pavelk1@bk.ru